Альбина Яруллина
Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности.
1 слайд
«Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятии пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося»
Публикация «Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности» размещена в разделах
А. А. Столяр
3,4 слайд
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается благодаря взаимодействию и интеграцию входе организации различных видах деятельности ребенка, направленные на активные познания окружающей действительности. Ориентировка в пространстве у детей развивается в различных видах деятельности : на занятиях по математике, изодеятельности, безопасности, на музыкальных и физкультурных занятиях, во время образовательной деятельности «Коммуникация», «Здоровье», на индивидуальных занятиях и в свободной самостоятельной деятельности, Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.
5слайд
Первоначальной задачей является освоение ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «на себе» и «от себя». Эти задачи возможно решать во время режимных моментов, физминуток, утренней гимнастики, гимнастики после сна и других видах деятельности. Во время приема пищи дети закрепляют пространственные отношения : справа - слева, между, рядом, около. В качестве организационных моментах мы проводим игры «Покажи правое ухо», «Вытяни левую руку» и т. д. Во время умывания дети закрепляют место расположения частей своего лица.
6,7 слайд
Совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений, а также формирование умений ориентироваться на листе бумаги осуществляется на занятиях образовательной области «Познание. ФЭМП».
8 слайд
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе выполнения различных общеразвивающих и основных движений на физкультурных занятиях, соревнованиях, во время проведения подвижных игра, игр–эстафет, связанных с дальнейшим совершенствованием двигательных умений и ориентированием в пространстве.
9,10,11 слайд
Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами – дидактических, подвижных по ориентировке в помещении группе музыкальном. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». Задание могут выполнять одновременно несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например повернуть на право, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла зала и там найти спрятанную игрушку.
12, 13,14 слайд
Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности – сюжетно – ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликации и др.) Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей. В лепке дети так же используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах.
15 слайд
Формирование пространственной ориентировки, неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих мест, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольников слов: вправо, влево, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления. Так в игре «Живые слова» дети при составлении слова учатся располагать буквы в определенном порядке при закреплении пространственных понятий : рядом, между, около; определять свое место положение среди окружающих людей (букв, обозначать в речи взаимное расположение предметов.
16 слайд
Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, проводятся игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься», «Правильно пройдешь – другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.
17,18,19 слайд
На занятиях в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировке пространстве.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. качества которые необходимы для дальнейшее жизни. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот и чему на занятиях и в повседневной жизни, мы должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения. Можно проводить упражнение – инсценировки настольного театра, игры драматизации. Персонажей театра прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находятся каждый из них.
20 слайд
«Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме предмет). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте»
Е. И. Тихеева