Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:
• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
Публикация «Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка» размещена в разделах
• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Эффективность такого взаимодействия обеспечит :
- для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;
- для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогической деятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя : кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.
Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.
В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.
Главная задача педагога-психолога совместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:
1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);
2. Индивидуальные психологические отклонения, например: агрессивный ребенок;
3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).
В комнате выделяется две зоны (два сектора) : активный и спокойный.
Активная зона (сектор) :
Назначение Виды и формы работы
Светильник «Пламя» Развитие :
- визуального восприятия;
- тактильного восприятия.
Активизация внимания.
Релаксация: представление Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на воображение;
Игра «Праздник у костра».
«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;
Снижение двигательного тонуса;
Регуляция мышечного напряжения;
Развитие :
- кинестетической и тактильной чувственности;
- образа тела;
- пространственных восприятий и представлений.
Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;
Имитация плавания;
Игра на снятие агрессивности;
Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;
Упражнения на релаксацию;
Психологическая разгрузка;
Игры на воображение;
Игра «Дыши и думай».
Мягкое напольное покрытие Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Развитие :
- образа тела;
- общей моторики;
- пространственных представлений.
Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;
Упражнение на воображение;
Игры на снятие агрессивности.
Напольные сенсорные дорожки Развитие :
- проприцептивной чувствительности;
- рецепторов стопы;
- координации движений;
- кинестетической чувствительности;
- мыслительной деятельности;
- речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;
- произвольного внимания.
Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;
Игры на воображение;
Игры на коррекцию уровня тревожности;
Игра «Кто за кем?»;
Игра «Быстро - медленно».
Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;
Развитие :
-коммуникативных навыков;
- мыслительной деятельности;
- внимания;
- мелкой моторики;
- зрительной, слуховой и осязательной активности;
- координации движений. Игры со звучащими предметами;
Объемные фигуры.
Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие :
- зрительного восприятия;
- ориентировки в пространстве.
Создание психологического комфорта;
Снижение уровня тревожности;
Коррекция страхов;
Релаксация: воздействие зрительных образов;
Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений по релаксации;
Упражнение «Солнечные зайчики»
Игра-путешествие к звезде;
Упражнение «Дискотека».
Спокойная зона (сектор) :
Назначение Виды и формы работы
Мягкий остров Релаксация;
Снятие негативных эмоций и состояний;
Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Куб «Твизлер» Развитие :
- мышления;
- концентрации внимания;
- координации «глаз - рука»;
- коммуникативных навыков.
Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»
Игра «С закрытыми глазами».
Центр тактильности Активизация развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.
Координация зрительных и тактильных анализаторов.
Развитие :
- мелкой моторики;
- восприятия и воображения;
- речи. Игра-занятие «найди и покажи»;
Игра-занятие «Найди на ощупь»;
Упражнение «Опиши предмет».
Аквалампа Развитие :
- визуального восприятия;
- тактильного восприятия;
- цветовоспроизведения.
Активация внимания.
Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;
Цветотерапия;
Игра «Праздник на морском дне»;
Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;
Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;
Развивают воображение, познавательные процессы;
Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;
Комплекс упражнений по релаксации;
Комплекс упражнений на воображение.
Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;
Релаксация;
Развитие творческого воображения, образного мышления;
Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;
Комплекс упражнений на релаксацию;
Комплекс упражнений на воображение.
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие :
- познавательных процессов;
- мелкой моторики.
Активизация мышления и внимания;
Стимуляция тактильных анализаторов;
Стимулирующее и расслабляющее воздействие. Комплекс заданий на определение:
- разнообразия поверхностей;
- твердости и мягкости;
- видов материалов;
- веса;
- скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.
Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;
Снижение уровня тревожности;
Снятие уровня агрессивности;
Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»
Игра «Выбиваем пыль»;
Игра «Упрямая подушка».
Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;
Создание психологического комфорта;
Релаксация: воздействие слуховых образов;
Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;
Активизация двигательной активности;
Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.
Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.
Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».
Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.
Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.
В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.