Ирина Логинова
Организационно-педагогические особенности обучения детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Организационно-педагогические особенности обучения детей с ЗПР
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
- проявление педагогического такта.
Публикация «Организационно-педагогические особенности обучения детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.
Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных для каждого этапа образования. Назовем в качестве примера специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т. д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность, преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.
10. Организация благоприятной социальной среды.
11. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Все перечисленные задачи ложатся в основу коррекционных целей, которые учитель ставит перед собой на каждом уроке.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Коррекция и развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Образовательный процесс с учащимися с ЗПР начальных классов обеспечивается специальными программами. Используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;
- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнеших положений, ключевых понятий;
- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;
- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.