Карина Харитонова
Организационно-методическое сопровождение педагогов ДОО по развитию коммуникативных умений детей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы: В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования по заказу общества социализация дошкольника, развитие его коммуникативных умений выделяется в отдельную образовательную область.
Публикация «Организационно-методическое сопровождение педагогов ДОО по развитию коммуникативных умений детей старших дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
В связи с быстроизменяющимися условиями современности, как показывает практика, педагоги испытывают ряд трудностей в постоянном развитии детского коллектива. Те знания, умения и навыки, которые педагоги применяли в решении различных задач, становятся малоэффективными. В связи с этим появляется потребность к развитию у педагогов более эффективных способов и форм реализации своей деятельности.
Данная проблема, в настоящее время является актуальным и приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, ее решение связанно с созданием определенного комплекса организационно-методического сопровождения деятельности педагога.
Анализ исследований и публикаций. Организационно-педагогическую среду развития коммуникативных умений дошкольников рассматривали В. И. Андреев, К. Ю. Белая, Н. И. Войтина, М. Е. Дуранов, А. А. Кочеткова, Н. И. Левшина, А. Я. Найн, В. А. Петровский, В. П. Симонов.
Проблему сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений изучали многие исследователи Л. В. Воронина, Л. В. Моисеева, Е. А. Казакова, Н. Л. Коновалова, М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетова. Исследователь Е. А. Козакова, отмечает, что «сопровождение можно рассматривать, как процесс, как метод и как службу. В контексте данной темы мы рассматриваем организационно-методическое сопровождении как процесс и как метод» [2, 8].
Старший дошкольник все меньше времени уделяет живому общению, как таковому и пользуется им лишь для удовлетворения физиологических процессов, тем самым замедляя процесс развития коммуникативных умений. Так как коммуникативными умениями являются осознанные коммуникативные действия субъектов общения и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения, значит, задача педагога состоит в побуждении ребенка к коммуникативным действиям с субъектами общения. При этом знакомые воспитателю методы побуждения коммуникационных действий не осуществляют задачу в полной мере. Так педагогу необходима помощь в поиске более эффективных способов решения задач, то есть необходимо организационно-методически сопроводить педагога к решению проблемы.
Цель статьи: раскрыть особенности организационно-методического сопровождения педагогов в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала. Сопровождение – это совокупность мероприятий, которые направленны на личность, но при этом дают ей возможность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за собственный выбор и его претворение в жизнь. Под организационно-методическим сопровождением мы понимаем создание внешней некие благоприятные условия, в которых педагог может принимать максимально эффективные для себя решения и совершать выбор, исходя из условий, в которых он пребывает на текущий период времени.
Организационно-методическое сопровождение предполагает особую деятельность, которая обусловливает процесс развития субъекта сопровождения посредством специально созданных условий для этого. Здесь идет речь как об отдельной личности – педагоге, так и об отдельной системе в виде дошкольной организации. Основная цель сопровождения – принятие решений и совершение действий, которые помогут сопровождаемому развиваться и прогрессировать на профессиональном уровне.
Для того чтобы достижение цели сопровождения стало реальностью, необходимо пройти все его этапы, а именно: диагностику, психологический этап, этап преобразований и рефлексию. Методическое сопровождение в данном случае будет представлять собой продуктивное участие сопроводителя, который обеспечивает психологическую и педагогическую поддержку педагогу, призванную удовлетворять его потребности, способствовать накоплению им профессионального опыта. В результате такого сопровождения педагог будет способен гармонично влиться в педагогическое сообщество, а также само реализовываться и нарабатывать новый опыт, применяя уже полученные ранее знания. Конечным итогом организационно-методического сопровождения должны стать трансформации педагога в его профессиональной и личностной сфере, сформированность побуждающего мотива педагога к новаторской деятельности, а также развитие уровня его профессиональной педагогической компетенции. Под данной компетенцией мы понимаем определенные качества профессионала, способствующие его реализации в определенных видах трудовой деятельности, а также его адаптации к новым условиям, имеющим тенденцию к скорым изменениям [1, 52].
Компетентность педагога в поле его профессиональной деятельности подразумевает систему, которая включает в себя компоненты в виде опыта педагога, его знаний и личностных качеств. Все эти компоненты позволяют педагогу осуществлять развитие коммуникативных умений старших дошкольников продуктивно, выстраивать социальную коммуникацию, достигать поставленных целей, осуществлять личностное и профессиональное развитие и удовлетворять потребности, возникающие в сфере современного образования, реализовывая государственные образовательные стандарты в своей педагогической практике[3, 43].
Исходя из всего вышесказанного организационно-методическое сопровождение педагогов строиться на развитии когнитивного, деятельностного и коммуникативного компонентов.
Когнитивный компонент представляет собой:
– знание социальных и культурных особенностей общения для достижения коммуникативных целей и задач;
– определение цели взаимодействия для решения задач по формированию коммуникативных умений;
– подбор коммуникативных стратегий и выстраивание коммуникативных тактик.
Деятельностный компонент содержит:
– способность педагогов выстраивать стратегию поведения;
– воспринимать, планировать, выполнять поставленную педагогическую задачу;
– умение установить дружескую атмосферу;
– умение понять проблемы собеседника.
Коммуникативный компонент обеспечивает:
– проявление заинтересованности и необходимости в профессиональной коммуникации;
– проявление ориентации на принятие собеседника;
– эмпатийное понимание собеседника;
– проявление понимания мотивации собеседника.
Система реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по развитию коммуникативных умений старших дошкольников включает в себя три этапа, каждый из которых, содержит теоретический и практический блоки работы. Так каждый из этапов развивает определенный компонент коммуникативных умений.
Целью теоретического блока является обсуждение теоретических ключевых вопросов развития коммуникативных умений, особенностей речевого поведения, способности предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, а также выработку у педагогов на основе анализа изученного материала соответствующего взгляда на проблему и пути ее решения.
Первый этап характеризировался основной направленностью к развитию когнитивного компонента, то есть мы расширяли представления педагогов о общении, его формах, видах, взаимодействия с детьми и о методиках развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Второй этап формирующей экспериментальной деятельности был направлен на развитие деятельностного компонента, что предполагало помочь воспитателям расширить представления о том, как на практике развить коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап нашей работы был направлен на развитие коммуникативного компонента, его целью был личностный рост коммуникативной компетентности каждого педагога.
Содержание работы практического блока направлено на формирование практических навыков развития коммуникативных умений, развитие профессиональных коммуникативных качеств, решение конфликтных ситуаций и обсуждение дискуссионных вопросов.
Осуществление организационно-методического сопровождения педагога по развитию коммуникативных умений старших дошкольников происходит через формы (групповая, коллективная, индивидуальная, самостоятельная) в процессе сопровождения они могут использоваться как отдельно, так и комплексно. Примечательно то, что данные формы подходят как для работы с педагогами, так и для работы с детьми. Успешная реализация предполагает использование наряду с вышеперечисленными формами внедрение таких форм как модерация, консультация, групповая и индивидуальная супервизация. Так же при осуществлении сопровождения педагог может осуществлять самообразование по данной теме, которые призваны решать вопрос обогащения его интеллектуального ресурса и педагогического мастерства.
Особая роль в этом процессе принадлежит руководителю организационно-методического сопровождения, который должен четко выстраивать систему непрерывного повышения профессиональной компетентности своих педагогов и создавать условия для ее реализации.
Выводы. Таким образом, организационно-методическое сопровождение педагога ДОО по развитию коммуникативных умений старших дошкольников включает в себя отлаженную систему тематических консультаций; отбор содержания по взаимодействию участников образовательного процесса, отработанный цикл различных форм организации методического сопровождения педагогов с целью развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Белая, К. Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО: методическое пособие / К. Ю. Белая. Москва: Сфера, 2017. 128 с.
2. Казакова, Е. И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии / Е. И. Казакова. Текст: непосредственный // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е. И. Казаковой, А. М. Моисеева. Москва: РОССПЭН, 2003. С. 7–13.
3. Ошуркова, О. А. Методическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в современных условиях / О. А. Ошуркова, В. С. Третьякова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 41–52.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями и дополнениями) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do/. Текст: электронный.