Анна Радченко
Организация зимних прогулок в развитии двигательной, познавательной и самостоятельной игровой деятельности детей в ДОО
Каждый ребёнок с нетерпением ждёт зиму. С ней связаны весёлые развлечения : катание на санках, лыжах, игра в снежки, строительство снежных построек. Но чтобы прогулка зимой была полноценной, необходимо ещё осенью обдумывать, как оборудовать участок снежными постройками.
При планировании надо учитывать всё : где будут играть дети в ролевые игры, а где удобно сделать ледяную комнату, снежную горку, где отвести место для рисования деревянными карандашами на снегу и т. д. Вместе с детьми нужно решить, кто за какую постройку будет отвечать (накапливать снег, утрамбовывать его, приглаживать лопатками, исправлять в случае поломки).
Публикация «Организация зимних прогулок в развитии двигательной, познавательной и самостоятельной игровой деятельности детей в ДОО» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для работы со снегом детям всех возрастов потребуются варежки из непромокаемой ткани типа болонья, а также деревянные лопатки. Для младших дошкольников размер лотка лопаты 20х20 см, длины черенка 55-60 см. Для старших дошкольников размер лотка 25х25 см, длина черенка 65-70 см.
Необходимо иметь и ящики на полозьях для перевозки снега, трамбовки для его уплотнения, ведерки, совки, формочки для приготовления снежных пирожков и тортов, печатки для получения фигурных оттисков на снегу.
Детям старшего дошкольного возраста нужны будут полиэтиленовые тазы разных размеров для формовки снега и приготовления "снежного теста", ведра ёмкостью 2,5 л, лейки ёмкостью 2 л, ящики и рамки для изготовления снежных кирпичей, формочки разного вида и размера для украшения построек деталями из сырого снега и изготовление цветных ледяных фонариков, цветов. Хорошо иметь короба крупных размеров, планки, доски, рейки для перекрытий и каркасов при лепке снежных фигур, дощечки, пластмассовые лопатки и совки разных размеров для вырезания мелких деталей в снежных фигурах.
Фигурки раскрашивают разведенной гуашью, анилином, разноцветными лентами и тканевым лоскутом. Смоченный в воде цветной лоскут, вырезанный по форме отделки персонажа или постройки из снега, хорошо приклеивается, вмерзает в скульптуру и украшает снежные постройки на зимней площадке.
Аппликация из ткани на снегу проста в исполнении, красочна и надежна.
Чтобы сделать игрушки из цветного льда, для этого в ведрах разводят подкрашенную воду и разливают в разные формочки (предварительно опустив в них нитки петелькой наружу). Формы выносят на мороз, затем дают им немного оттаять на плите, после чего ледяные игрушки с петельками для подвеса свободно вынимаются.
Оборудование и постройки на участке можно приспособить к зимним условиям. Так, небольшую беседку, облепив снегом и залив водой, превратить в ледяной домик или горку для скатывания, карусель – в поезд, заборчик – ограждение – в вал, от которого начинается неглубокий лабиринт и т. д.
Радость у детей вызывают выполненные из снега крепости, всевозможные постройки, напоминающие палубу или капитанский мостик корабля, автотранспорт с деревянными сидениями и поручнями и другие.
Надеюсь, предложенные вам рекомендации помогут улучшить внешний вид зимнего участка дошкольного учреждения и окажут помощь в эстетическом, двигательном, игровом воспитании малышей.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.
Педагог развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, воспитывает дружеские взаимоотношения, приучает по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.
В этом возрасте внимание ребят становится более устойчивым, движения более координированные.
Малышей продолжают знакомить со свойствами снега и льда /из сырого можно лепить, сухой – рассыпается/.
Воспитатель учит детей действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, украшаться флажками и еловыми веточками от новогодней ёлки, которую вынесли на участок, строить домики для игрушек, делая в снежном сугробе углубления совком.
Можно научить детей сооружать горки для кукол. Малышей учат мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Для этого используют ведерки, пластмассовые формочки. Детям показывают, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать его и т. д. Их продолжают учить прокладывать лопатой дорожку в свежевыпавшем снегу, если он сухой и неглубокий. Малыши возят игрушечные санки с куклами. Дети делают на снегу узоры печатками. Ребятам показывают приём изготовления простейших снежных фигур из двух маленьких комьев.
/ Грибок, снеговичок, неваляшка, мишка, лягушка/.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Педагоги продолжают совершенствовать умения и навыки детей этой группы в работе со снегом. Воспитывают желание трудиться, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, формируют начала ответственного отношения к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке. У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы, желание воплотить их в своей деятельности. Важно вовремя поддержать подобный интерес ребят, помочь им советом, а при необходимости принять активное участие. Ребята начинают чаще объединяться в коллективном труде. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности. Детей учат лепить более крупные и объемные снежные фигуры. Можно посоветовать слепить снегурочку, петрушку, медведя. Воспитатель может украсить детские постройки вырезанными из ткани и бумаги силуэтными изображениями ягод, цветов, грибов, фруктов и т. д.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Воспитатели совершенствуют трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться на общую пользу, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приёмам работы, стремлению рационализировать свой труд, осуществлять самоконтроль, анализировать свою деятельность.
Коллективный труд – основная формы организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству построек, передаче образа, их эстетическому оформлению. Старших дошкольников учат сооружать снежные постройки, используя чертежи, иллюстрации, фотографии, схемы. Ребятам надо предложить тазы, ведра и объяснить, как можно быстро смастерить, например, грибки.
Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке можно выделить места для создания различных снежных картин. Удобно для этой цели небольшие снежные насыпи. Дети принимают участие в сооружении снежных фигур, которые выполняются приёмом вырезывания. Нужно чтобы снег в сугробах хорошо слежался.
Некоторые снежные фигуры могут не иметь целевого назначения, а использовать как оформление участка.
Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов. Ими можно украсить постройки, веранду, снежные фигуры.
Важно научить ребят для прочности построек делать перекрытия из кусков фанеры, досок, а затем засыпать их снегом. Это удобно использовать при строительстве снежного дома, ворот, корабля с палубой. Из снежных кирпичей дети строят крепости, дворцы, терема и другие постройки. Делают они их сами, либо формуют, либо вырезают лопатами из слежавшегося снега.
Организуя игры на участке зимой, необходимо держать в поле зрения каждого ребёнка, знать его желания, не подавлять детскую инициативу, и тогда прогулка станет содержательной и интересной.
Успехов вам, уважаемые коллеги!