Ильина Ирина
Организация экспериментирования с дошкольниками в процессе развития познавательной исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Организация экспериментирования с дошкольниками в процессе развития познавательной исследовательской деятельности
В детском саду малыши не только играют и весело проводят время, но еще и всему учатся. Для этого существует огромное количество различных способов. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Публикация «Организация экспериментирования с дошкольниками в процессе развития познавательной исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи опытно-экспериментальной деятельности.
- Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
- Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, является опытная деятельность. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым я развиваю у детей любознательность, наблюдательность. В процессе опытно-экспериментальной деятельности я учу детей действовать самостоятельно и независимо, не сдерживаю инициативу детей. Не делаю за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению хода эксперимента
В своей работе я использую методы:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы.
Большое значение придаю ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно игры). Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Дети нашей группы любопытны, любознательны и впечатлительны,
задают много вопросов, их интересует всё вокруг и сразу.
Детям в нашей группе нравится экспериментировать и наблюдать, ставить опыты. Были проведены опыты с песком, водой, воздухом, камнями и т. д.
Каждый раз стараюсь усложнять опыты, провести их более интересно, например:
«определи варенное или сырое»,
«определи на вкус»,
«подводная лодка из яйца»,
«можно ли склеить бумагу водой»,
«испаряется ли вода»,
При проведении такой деятельности, дети проявляют различные эмоции: радость, удивление, нетерпение, желание поскорее узнать, а что же получится? В такие часы в группе царит дружеская, радостная обстановка. Дети работают в согласии, при необходимости стараются помочь друг другу. А как приятно видеть радостные и довольные лица детей, когда у них все получается и когда они сами могут ответить на поставленный вопрос. После завершения такой деятельности в группе еще долго царит благоприятная обстановка.
Экспериментальная деятельность проходит не только на занятиях, но и в свободное время, в вечерние часы, на прогулке.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения за живой и неживой природой.
В сентябре проводили исследование свойств песка, во время игровой деятельности на прогулке. Опыты с песком. Цель: выявить свойства сыпучести и рыхлости песка, выявить свойства проходимости воды через песок, свойства прочности песка.
Обращали внимание, что после дождя или полива песка - песок становится мокрый. Ставила проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Самостоятельно делали выводы через наблюдения и опыты, что с мокрого песка легче строить дома, замки и т д.
На одной из осенних прогулок рассматривали и наблюдали за осенним деревом. Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Я рассказывала детям, что наступила осень. Листья деревьев меняют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по - разному: от ярко - желтого, оранжевого до темно - красного и коричневого. Что деревья бывают высокие и низкие. Дети говорили, что это высокое дерево, а это низкое. Высокое дерево – рябина, низкое – береза. Обращала внимание на то, что дерево высокое и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я не забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работу с детьми. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Я бы хотела отметить, что в результате опытно-экспериментальной деятельности мои дети задают более сложные вопросы, их ответы аргументированы. Вопросы и ответы носят познавательный характер, возникают интересные диалоги, в которых мои воспитанники учатся отстаивать свою точку зрения.
Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка.