Виталия Таскаева
Организация экспериментальной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
3 слайд
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ : задачи, приёмы, виды
Публикация «Организация экспериментальной деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2022
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Исследовательские качества наблюдаются у детей от года до двух лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить, извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Целью опытно- экспериментальной деятельности является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
4 слайд
В ДОУ экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
5 слайд
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
6 слайд
Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте, это м. б :
• экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
• опыты с объектами неживой природы;
• и эксперименты, объектом которых является человек. (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
2. По месту проведения опытов:
• в групповой комнате;
• на участке и в лесу т. п.
3. По количеству детей:
• индивидуальные (1—4 ребенка);
• групповые (5—10 детей);
• коллективные (вся группа) .
7 слайд
4. По причине их проведения:
• случайные, которые специальной подготовки не требуют.
• запланированные.
• поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• эпизодические (проводимые от случая к случаю);
• систематические.
6. По продолжительности:
• Кратковременные (от 5 до 15 минут);
• длительные (свыше 15 минут).
8 слайд
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
• однократные;
• многократные, или циклические.
9. По характеру мыслительных операций:
• констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
• обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
8. По месту в цикле:
• первичные;
• повторные;
• заключительные и итоговые.
9 слайд
10. По характеру познавательной деятельности детей :
• иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
• поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
11. По способу применения в группе:
• демонстрационные;
• фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения.
10 слайд
Экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:
• В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;
• В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;
• В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;
• И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».
11 слайд
Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.