Маргарита Подгорная
Памятка «Организация питания детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка
Организация питания детей в детском саду
Выполнение санитарно-гигиенических требований (санитарное состояние; проветривание; размещение и соответствие столовой мебели; выполнение режима питания)
По приходу на работу воспитатель проветривает помещение до прихода детей.
Во время отсутствия детей помощником воспитателя проводится сквозное проветривание помещения, проводится влажная уборка.
Публикация «Памятка „Организация питания детей в детском саду“» размещена в разделах
Место расположения детей во время приема пищи должно соответствовать ростовым показателям: антропометрия роста и размеры мебели (В наличии должна быть таблица со списком детей указанием роста и соответствующей мебели)
Работа дежурных со средней возрастной группы. Воспитатель организует очередность дежурства.
Помощник воспитателя (в отсутствие помощника воспитателя воспитатель) следит за тем, чтобы дежурные были одеты в форму дежурных по столовой, за правильной и последовательной сервировкой столов.
Во время работы дежурных воспитатель проводит ежедневно артикуляционную гимнастику со всей группой детей
По окончанию приема пищи дежурные убирают салфетницы, хлебницы, оставшуюся пустую посуду. Щеткой сметает крошки со стола в совочек, после этого влажной тряпочкой вытирают столы.
Сервировка стола (учет требований сервировки стола и возраста детей). Вилка входит в обиход постепенно со второй младшей группы. Нож постепенно вводится с января месяца со средней группы, в старшей группе у всех детей обязательно должен быть нож. Салфетка под прибор (ложка, вилка, нож не должны лежать на голом столе). Справа нож острием к тарелке, ложка донышком вниз. Слева вилка рожками вверх. Кружка стоит справой стороны от тарелки. Хлебница, салфетница для общего пользования -посередине стола.
Воспитатель посредством игры учит пользоваться приборами.
Помощник воспитателя закрепляет навыки, напоминает о правилах сервировки стола, обращает внимание на моменты, где дети чаще всего делают ошибки.
Оценка деятельности дежурных. Дает как помощник воспитателя так и воспитатель. Воспитатель может привлечь детей к оценке деятельности дежурных. Но во всех случаях оценка должна начинаться с позитива, в тоже время адекватной, относится только к действию, исключая перехода на личность ребенка, и его какое либо пренебрежение по отношению к ребенку.
Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания. Так как дети в это время должны быть организованы воспитателем (идет артикуляционная гимнастика, то за организацию питания и работу дежурных ложится ответственность на помощника воспитателя.
С детьми младших групп со второй половины года и до января средней группы начинаем работу по формированию навыков необходимые х для дежурства по столовой, раскладывать ложки, хлебницы и т. п. Помощники воспитателя ставят посуду по количеству сидящих детей за столом, а дети из стопки самостоятельно ее ставят каждый для себя. С колющими и бьющимися предметами перемещаться по группе детям запрещено.
Помощники воспитателей по мере съедания первого блюда подают второе и забирают тарелки от первого блюда. Воспитатель может принять участие в том случае, если оденет белый халат и головной убор.
Дети старших и подготовительных групп самостоятельно убирают за собой посуду, если в них нет еды. Воспитатель следит за самообслуживанием детей и соблюдением безопасности. Так же по окончанию приема пищи воспитатель обращает внимание детей, что необходимо поблагодарить помощника воспитателя за еду, обращаясь к нему по имени отчеству.
Подготовка детей к приему пищи. По завершению накрывания на стол. Воспитатель предлагает девочкам поставить стульчики и идти мыть руки, за тем мальчикам.
Организация гигиенических процедур. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы были закатаны рукава, использовалось мыло (намыливаем руки и смываем водой 3 раза) на качество вымытых рук. Для вытирания рук и лица используем индивидуальное полотенце, снимаем его вешалки и по мере использования вешаем его обратно на крючок. В группах начиная с раннего возраста до января средней группы обязательно используем потешки, чистоговорки, поговорки, о культурно-гигиенических навыков. В средней группе с января месяца реже. В старших, подготовительных группах по мере надобности. По мере выполнения процедур дети садятся за столы.
Внешний вид детей. Помним, что одежда детей должна соответствовать температурному режиму группы (памятка). Воспитатель напоминает детям о внешнем виде, о застегнутой обуви.
Девочки платье (юбка, блузка) носочки.
Мальчики рубашка, шорты, носки.
Если температура в групповом помещении ниже 20 градусов, то одеваем тонкую кофточку с длинным рукавом и колготки.
Обстановка в группе во время приема пищи. В группе должна быть спокойная обстановка. Используем вежливые обращения с просьбой. Исключить различные окрики, при необходимости воспитатель подходим непосредственно к тому ребенку, к которому он хочет обратиться с замечанием или просьбой.
Навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка). Ложка держится в правой руке. Столовую ложку, держат за самый конец промеж указательного и большого пальцев, подпирая снизу дополнительно средним пальцем во время зачерпывания блюда, ложку не заполняют до предела, чтобы с нее не капало.
Как только первое съедено, ложку оставляют в тарелке, ручкой в правую сторону.
Чтобы разрезать блюдо на тарелке, нож берем в правую руку. Указательный палец должен лежать прямо и располагаться у основания тупой стороны лезвия ножа. Остальные четыре пальца обхватывают ручку. В то время как указательный палец располагается на одной стороне ножа (тупой стороне, большой палец придерживает нож с другой стороны (за ручку). Конец ручки ножа должен касаться основания вашей ладони. В случае если ребенок левша – следуйте представленной инструкции, учитывая особенность ребенка (таким образом, нож ребенок будете держать в левой руке, а вилку в правой).
Вилку ребенок держат в левой руке. Зубцы должны быть направлены вниз. Указательный палец выпрямлен и располагается на задней части вилки, у ее основания, но не настолько близко, чтобы касаться еды при использовании прибора. Другие пальцы обхватывают ручку. Запястья согнуто так, чтобы указательные пальцы были направлены вниз к тарелке. Таким образом, концы столовых приборов также будут обращены вниз. Локти должны быть расслаблены, а не висеть в воздухе или неудобно располагаться.
В то время как ребенок принимает пищу, как правило, локти располагаются за пределами стола.
Культура поведения за столом. Во время приема пищи дети сидят с прямой спиной, ноги вместе, по мере необходимости могут тихо попросить соседа передать хлеб, салфетку и другое, обратиться к воспитателю. Правильно использовать столовые приборы. Приучайте ребенка отрезать маленькие кусочки от целой порции по мере съедания, а не нарезать в большом количестве. За этим следит воспитатель
Умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое). Воспитатель в начале приема пищи желает приятного аппетита, называет, какие блюда им приготовлены. В старших и подготовительных группах дети приучаются называть самостоятельно. Говорит о пользе продуктов питание. При необходимости беседа проходит в индивидуальном порядке с условием, чтобы ребенок покушал, но ни в коем случае не заставлять ребенка принимать пищу через силу.
Обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид Воспитатель в обязательном порядке обращает внимание детей на вкусно приготовленную пищу и ее внешний вид.
Обучение правилам поведения за столом. Воспитатель посредством игр, бесед учит детей правилам поведения за столом. Обучение или закрепление навыков проходит так же и в ходе практической деятельности.
С детьми младших групп со второй половины года и до января средней группы начинаем работу по формированию навыков необходимых для дежурства по столовой, раскладывать ложки, хлебницы и т. п. Помощники воспитателя ставят посуду по количеству сидящих детей за столом, а дети из стопки самостоятельно ее ставят каждый для себя. С колющими и бьющимися предметами перемещаться по группе детям запрещено.
Помощники воспитателей по мере съедания первого блюда подают второе и забирают тарелки от первого блюда. Воспитатель может принять участие в том случае, если оденет белый халат и головной убор.
Дети старших и подготовительных групп самостоятельно убирают за собой посуду, если в них нет еды.
По окончанию приема пищи воспитатель напоминает, о том, чтобы дети поблагодари помощника воспитателя за обед (ужин, полдник., обращаясь к нему по имени отчеству.