Нина Макаренко
Организация дисциплины в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ В ГРУППЕ.
ДИСЦИПЛИНА - в переводе с латинского «строгость, выдержанность».
«Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (толковый словарь русского языка С. И Ожегова, Н. Ю. Шведовой).
«Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права или морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь)
Публикация «Организация дисциплины в детском саду» размещена в разделах
Система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, которая формирует у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствует его гармоничному развитию.
Чтобы воспитатель мог решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, в группе должна быть дисциплина. Организовать ее можно не только с помощью педагогических методов, но и вовлечением в интересную, увлекательную игру.
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ.
Прививать дисциплину необходимо с трех лет. И в младшем и в среднем дошкольном возрасте воспитатель должен постоянно держать на контроле этот вопрос. Средства контроля для детей разного возраста будут свои: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации, организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо обсуждать их поведение и объяснять его положительные и отрицательные стороны.
ИГРЫ – оптимальный вариант, чтобы организовать дисциплину в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил – необходимо только подобрать подходящие игры. В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому, что это их потребность, желание.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ГРУППЕ.
Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте вместе с детьми правила жизни вашей группы. Они могут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается); коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).
Не нужно стремиться сразу придумывать правила на все случаи. Они не могут быть универсальными, общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе.
При формулировке правил, необходимо соблюдать девять несложных требований.
1. Четкость - формируйте правила четко, учитывайте уровень развития детей.
2. Без «не» - избегайте отрицательной частицы в формулировках.
3. Эффективность - формируйте небольшие по объему правила, тогда вам самим будет проще их придерживаться и правило будет работать.
4. Количество – предлагайте детям не более 3-5 правил.
5. Согласованность – согласовывайте правила с другими педагогами, которые работают с вашей группой, и между детьми.
6. Тон обращения – сообщайте требования и запреты детям дружественно-разъяснительным тоном.
7. Альтернатива – предлагайте детям в случае запрета альтернативные способы поведения.
8. Повторяемость – периодически повторяйте с детьми правила группы.
9. Наглядность – используйте плакаты с изображением определенных ситуаций, чтобы дети лучше усвоили правила. Когда они надежно приживутся в группе – плакаты можно убирать.
Чтобы дети не нарушали правила и не забывали о них спустя время, акцентируйте внимание на тех воспитанниках, которые следуют им, и как можно чаще хвалите их. Тем, кто провинился, делайте замечания спокойным тоном, не оценивая личность – только поведение. Если дети нарушили правила, обсудите с ними, к чему это привело (к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.
Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, как будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный - правило нарушается всегда, желтый – изредка, зелёный – не нарушается.
Кроме введения правил, обращайте внимание н эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.
Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе – моделируйте совместную деятельность дошкольников в помощью игр на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.