Минеева Ольга
Организация взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья» как многоаспектное понятие рассматривалась через призму различных наук: философии, педагогики, социологии и психологии. В российском семейном праве семья определяется как уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку, любовь, общественный опыт.
На сегодняшний день забота о благополучии каждой семьи, укрепление ее связей с социумом возлагает на родителей высокую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Однако нередко можно наблюдать неправильное понимание родителем своей роли в развитии ребенка, становлении его как личности, в дальнейшем готовому выйти за пределы семейных границ, приспособленному к жизни в социуме. Поскольку, у большинства родителей складывается ошибочное мнение о том, что приведя ребенка в детский сад, их роль на этом заканчивается, загорается зеленый сигнал и эстафета передается педагогу и другим сотрудникам ДОО. Подобных тому примеров можно приводить много и долго, но не сейчас и не здесь.
Темочки:
Более целесообразнее на данный момент рассмотреть способы выстраивания, прежде всего, доверительных отношений взаимодействия педагогического коллектива ДОО и родителей обучающихся дошкольного возраста в современных реалиях.
Взаимодействие, что это такое и как оно происходит? Изначально с рождения ребенок имеет одну базисную ячейку – семью. Со временем взросления и достижения определенных лет ребенок с момента поступления в группу автоматически со своими родителями вступает в новую структуру «детский сад – семья». Именно с этого момента начинает происходить взаимодействие как единой целой системы «семья – ребенок – педагог», где каждый участник в той или иной степени является равноправным субъектом общения. Потому, взаимодействие, происходящее в стенах образовательного процесса носит двусторонний характер. То есть, педагог понимает первенствующую роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, владеет конкретной установкой, что семья каждого отдельно взятого воспитанника по своему особенна, специфична и самоценна. Родители в свой черед должны относиться к педагогу как к личности, уважать его интересы и отчетливо осознавать роль ДОО в развитии личности ребенка.
При взаимодействии с семьей воспитанника перед педагогом ставится цель – оказать помощь в воспитании детей на профессиональном уровне. В приоритете стоит не заменить семью, а напротив, дополнить и обеспечить более полную реализацию воспитательных функций (поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье, развитие интересов и потребностей ребенка).
Данная цель осуществляется через ряд следующих задач:
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
воспитание уважения к детству и родительству и ряд других.
Строя работу с родителями, необходимо придерживаться следующих этапов:
продумывание содержания и формы работы с родителями. На данном этапе важно провести опрос родителей с целью изучения их потребностей.
установление между воспитателем и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. К примеру, общение ребенка со сверстниками либо его отношение к труду.
ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка
Важно также отметить, что взаимодействие педагогов ДОО с родителями реализуется посредством различных форм, среди которых, выделяются:
традиционные (день открытых дверей, консультации, родительские конференции, беседы, посещение семьи ребенка и др.);
нетрадиционные (круглый стол, семейный клуб, семинары для родителей, тематические выставки, вечера вопросов и ответов, тренинги, устный педагогический журнал, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры).
Таким образом, стоит отметить, что взаимодействие с родителями редко возникает сразу, это длительный процесс, кропотливый труд, требующий неуклонного следования поставленной цели реализуется через ряд различных форм. Семья и детский сад в сочетании друг с другом создают для ребенка оптимальные условия для вхождения его в большой мир.