Ирина Пензина
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников в рамках детско - родительского клуба «Мы вместе».(из опыта работы)
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Для того чтобы вовлечь родителей в жизнь детского сада, чтобы они стали активными помощниками воспитателей, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а понял его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.
Публикация «Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников в рамках детско-родительского клуба „Мы вместе“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Наш детский сад является региональной и муниципальной инновационной площадкой по направлению нравственно-патриотического воспитания дошкольников, а в настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.
Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».
Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Изучив литературу по работе с родителями в условиях детского сада, а также опыт коллег мы решили, что детско-родительский клуб является одним из эффективных, нетрадиционных форм взаимодействия с семьей отвечающий всем требованиям ФГОС и настоящего времени.
Клубная работа позволяет:
• отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
• организовать вместо ориентировки на общий контингент дифференцированные группы в зависимости от особенностей и потребностей семей;
• отказаться от столь распространенной добровольно-принудительной основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
• сменить роль родителей – вместо пассивного слушателя на активного участника;
• перейти от разовых бессистемных мероприятиях к планомерной, систематической, последовательной работе.
Так в нашем детском саду появился детско-родительский клуб «Мы вместе».
Цели деятельности детско-родительского клуба:
комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОО, гармонизация детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Основные задачи:
• психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОО с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
• создание условия для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника;
• построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОО и семьи;
• подключение “родительского ресурса” к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;
• создание условий для обмена опытом семейного воспитания; повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения;
• сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.
Как работает родительский клуб?
Клубное членство существует в двух форматах: общее для всего сада это гостиная «Клуб интересных встреч» и частное для отдельных возрастных групп (гостиная для семей воспитанников раннего дошкольного возраста «Мамина школа»; (гостиная для семей воспитанников старшего возраста «У школьного порога», гостиная для семей воспитанников среднего звена «Почемучки»
Обычно участники клуба собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале.
Работу клуба можно разделить на два основных блока:
Первый блок: Психолого-педагогическое просвещение родителей, одной из главных задач данного блока является повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Второй блок: Включение родителей в деятельность ДОО, задача этого блока создание условий для включения родителей в организационно-педагогическую деятельность.
Формы работы детско-родительского клуба «Мы вместе»
Детско-родительский клуб работает в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются :
- заседания круглого стола, посвящённые актуальным проблемам взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
- мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);
- тренинги (обычно на психологические темы);
- практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, развитие мелкой моторики);
- решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему 2–3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта) -
- организуем встречи с интересными и знаменитыми людьми нашего города;
- обмен опытом семейного воспитания;
- проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений).
Более подробно хочу представить формы работы клуба по патриотическому воспитанию:
В рамках детско-родительского клуба, педагогами нашего ДОУ был организован круглый стол «Растим маленького патриота в семье», цель которого была повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам патриотического воспитания. В ходе этого мероприятия каждый родитель рассказывал о себе, о своей семье, о своих увлечениях, о семейных традициях
Проведена серия консультаций нравственно-патриотического воспитания: «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей любви к родному краю», «Что ребенок должен знать о малой Родине».
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «Вчера, сегодня, завтра».
Папки передвижки: «С чео начинается Родина», «Как рассказать ребенку о Дне Победе», «Азбука патриотизма», «Символы России», «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», «Будущий мужчина».
Рекомендованы игры и тематика бесед с дошкольниками в домашних условиях. Так же родителям был предложен «маршрут выходного дня» с рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятниками культуры родного города.
В рамках клуба ежегодно организовываем встречи с интересными людьми: так в апреле 2021г в нашем ДОУ в рамках «Клуба интересных встреч» состоялась встреча с почетной гостьей нашего города Любовью Семёновной Дидух. Любовь Семеновна член поэтического объединения «Зарница» г. Лесосибирск, Лесосибирского городского литературного клуба «Радуга» и творческого клуба альманаха «Новый Енисейский литератор» г. Красноярск. На встрече дети, совместно с родителями, исполняли стихотворения ее сочинения. После выступления дети подарили Любови Дидух открытки, сделанные своими руками. В свою очередь поэтесса отблагодарила всех выступающих прекрасными словами благодарности и подарила им свои авторские сборники стихов, фотографии и журналы с публикациями. Также на встрече прозвучало стихотворение «О родном крае» в авторском исполнении. На этом вечере присутствовали ее дочь, известная поэтесса Олеся Дидух и внуки Михаил и Илья, которые являются воспитанниками нашего детского сада.
Также в детском саду был проведён вечер "Воспеваю край родной" приуроченный к 45-летию города Лесосибирска, на котором воспитанниками детского сада совместно с родителями были представлены стихотворения поэтов Лесосибирска о родном городе. Кульминационным моментом данного мероприятия стало выступление детей в национальных костюмах, которые исполняли стихотворение "Мой город" на разных языках, автором которого является воспитатель нашего детского сада Галямова Надежда Александровна.
Так же в рамках клуба Интересных встреч в декабре 2022 года у нас в гостях была автор лирических и повествовательных стихотворений, песенных текстов, участник эстрадной музыкально-поэтической студии «Вдохновение», член правления Лесосибирского городского народного литературного клуба «РАДУГА», член жюри поэтических конкурсов Бирюк Неля Вячеславовна.
Встреча была приурочена к юбилею поэтессы и проходила под девизом «Поэзии чарующие строки». На встрече дети, родителями, педагоги читали стихотворения Нели Вячеславовны. А после выступления участники встречи задавали интересующие их вопросы поэтессе. Было очень приятно услышать от Нели Вячеславовны такие слова цитирую «Давно я не была на таком вечере, где только слушала свои сочинения, а не читала их сама, и от этого получала большое удовольствие» В конце встречи поэтесса отблагодарила всех выступающих прекрасными словами благодарности и подарила детскому саду свои авторские сборники стихов.
В рамках клуба мы проводим интересные встречи с родителями наших воспитанников «Гость группы» куда приглашаем родителей или родители сами изъявляют желание прийти и рассказать детям о своей профессии и ее важности.
Так же в рамках детско - родительского клуба «Мы вместе» в гостиной «Почемучки» У нас прошли две интересные встречи по теме: «Влияние творчества на развитие детей» и «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей». На этих встречах родители, педагоги показывали свои (свое мастерство по теме гостиной)
Так же в рамках клуба проходила патриотическая акция «В гостях у ветерана», мы были в гостях у Ветерана Великой Отечественной войны Банщикова Тимофея Акимовича, с поздравлениями от детей и родителей нашего детского сада, где за чашечкой чая узнали много интересного о тех далеких тяжелых для Родины и народа годах, пока живы настоящие ветераны, мы должны о них и о их подвигах говорить, чтобы подрастающее поколение помнили какой ценой досталось наше счастливое детство.
Недавно в стенах нашего детского сада в рамках гостиной «Клуб интересных встреч», мы организовали выставку творчества известного Лесосибирского художника Бардина Михаила Павловича. Очень много интересного узнали о творчестве художника, от его дочери Ильиной Юлии Сергеевны, что Михаил Павлович не только рисовал оригинальные картины, но и разрабатывал дизайнерские проекты для города и за его пределами.
Гостем нашего клуба была почетный гражданин нашего города, мастер спорта по вольной борьбе, член сборной России Динара Кудаева, благодаря своему высокому мастерству, колоссальной работоспособности, целеустремленности она в свои юные годы добилась очень высоких результатов, прославляя свой город, пропагандируя спорт и здоровый образ жизни для подрастающего поколения. На встрече Динара Кудаева показала детям и родителям свои награды, рассказала о их ценности, показала несколько фрагментов видео своих встреч на соревнованиях, встреча прошла в очень теплой, дружеской обстановке, дети и родители задавали спортсменке интересующие их вопросы, все участники встречи получили заряд хорошего, спортивного настроения.
Одна из новых форм работы с родителями, которая используется на первом заседании гостиной «Мамина школа» это презентация ДОО для родителей детей раннего дошкольного возраста. Презентация помогает в наглядной и увлекательной форме познакомить родителей с дошкольным учреждением, его нормативными и локальными документами, образовательной программой и коллективом педагогов.
День самоуправления проходит традиционно в День дошкольного работника в каждой возрастной группе. Мамы и папы пробуют себя в роли воспитателей, помощников воспитателей, что позволяет родителям глубже понять нелегкую работу воспитателей, их ответственность за детей, широту их души, частичку которой они отдают каждому ребенку.
Взаимодействие с родителями строим на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», «Мой папа лучше всех», «Калейдоскоп профессий», «Поющая семья», «8 Марта», «Ай, да масленица», «Никто не забыт, ничто не забыто». «Большое сердце!», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете», «Форт Боярд» и другие.
С целью пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни в группах ежегодно проводятся спортивные праздники, развлечения: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Самая здоровая семья», «Моя спортивная мама», «Спортсмены нашего города», «Все на ГТО». Перед началом встречи традиционно проходит небольшая беседа о родительском авторитете и роли родителей в формировании у ребенка основ здорового образа жизни.
Так как любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье, родители с детьми оформили в группе альбомы: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо семьи», «Как мы умеем отдыхать», «Дом, где тебя понимают». Дети с гордостью показывают фотографии и рассказывают о себе и о своих родителях. Некоторые родители сами время от времени меняют фотографии, приносят более интересные.
Одной из результативных форм являются выставки и конкурсы семейного творчества: «У солнышка в гостях», «Что нам осень, принесла», «Новогодняя игрушка от нашей семьи», «Кормушки для птиц», «Весенний букет.» (поделки из бросового материала, «Пасхальный переполох», «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Народные умельцы нашего города!», «Пасхальные чудеса», «Космические дали», «Эхо войны»,
В выставках рисунков: «Любимый вид спорта», «Мои любимые бабушка и дедушка», «Открытка Ветерану», «День победы». «Творим вместе с мамой».
Совместно с родителями оформляем фотовыставки: "Помним-гордимся", «Знаменитые люди нашего города. Поэты и писатели», «Семьи чудесные моменты», «Я - Мамина радость, Папино счастье», «Мой папа в Армии служил» «Бабушка рядышком с дедушкой», «Загляните в мамины глаза», «Весенние улыбки Бабушек и мам!», "Папа, мама, я - читающая семья", «Наши родители – выпускники детского сада «Кораблик» и многие другие.
На территории детского сада совместно со всеми участниками образовательных отношений организован музей под открытым небом «Лесосибирск в миниатюре», где можно увидеть предприятия культурного, социального, образовательного, профессионального назначения нашего города.
Также совместно с родителями организован мини-музей «Русская березка - символ России», где ребята знакомятся с природой родного края, с разнообразием видов деревянных изделий из березы и их значении в нашей жизни.
Организуем акции: «Цветок добра», «Просто так», «Ты пернатым помоги – им кормушки смастери»,
«Подари открытку для жителей г. Лесосибирска».
С цель ю сохранения в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны участвуем в акциях «Окна Победы», «Бессмертный полк», родители изготавливают транспаранты с фотографиями ветеранов войны, а дети организованным маршем проходят вокруг детского сада и проносят портреты своих прадедов.
Так же была организована акция «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Вывод: Результатом работы нашего клуба считаем сплочение детей и большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах и начинаниях детского сада. Родители стали с большим вниманием относится не только к своему ребенку, но и к другим детям группы. Изменились и сами дети: стали дружнее, отзывчивее, добрее, общительнее.
Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свою Родину своих близких людей.