Лидия боталова
Организация воспитательного процесса в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физиологическом, социальном, психологическом). Возможности ребёнка ограничены, поэтому приспособление организма к новым условиям существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребёнка. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом, как правило, ведут себя заторможено, а холерики наоборот, излишне возбуждённо. В любом случае социальные связи ребёнка могут оказаться очень напряжёнными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне и аппетите, утрачиваются навыки самообслуживания, преобладают отрицательные эмоции, страх. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.
Публикация «Организация воспитательного процесса в период адаптации» размещена в разделах
Как будет проходить адаптация ребёнка зависит от его состояния здоровья, возраста, степени сформированности у ребёнка умения общаться с окружающими и уровнем освоения предметной деятельности, и что так же является очень важным приближённость домашнего режима к режиму ДОУ.
Каждый ребёнок индивидуален, и каждый из них переживает разные по своей сложности степени адаптации.
Всё это мы стараемся принимать во внимание в процессе планирования и осуществления своей работы, а особенно в такой сложный период, каким является период привыкания ребёнка к детскому саду.
Взаимодействие с ребёнком в этот период имеет свои специфические особенности. Каждый воспитатель должен уметь применять множество различных сюрпризных моментов для отвлечения ребёнка от плача.
Я стараюсь вовлечь малыша в общение, содержание которого отвечает его интересам, желаниям.
Так, ласково, нежно поглаживая и успокаивая ребёнка, нужно дать почувствовать ему, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Можно отвлечь его показом различных игрушек, и тем, что его окружает, таким образом, побуждая его к общению. Например, подними глазки мой дорогой, посмотри как солнышко тебе улыбается, оно радо тебя видеть, и не нужно плакать всё будет хорошо, или же привлечь игрушкой, например, посмотри какая машина, давай я тебе покатаю, а так же можно напеть ласковую, мелодичную песенку, те песенки, которые я пою своим деткам, пела мне когда – то моя мама. Прислушиваясь к ласковому произношению песенок, ребёнок успокаивается, а так же радуется, в то же время овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи.
В период привыкания ребёнка к детскому саду мною используются адаптационные игры, которые способствуют созданию благоприятного эмоционального фона у ребёнка, повышают доверие к воспитателю, а так же оказывают помощь ребёнку при возникновении стрессовой ситуации, как правило, возникающей при расставании с родителями.
Можно поиграть с ребёнком в эмоциональные игры, такие как «Сорока ворона», «Догонялки», «Прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определённую дидактическую функцию. Она позволяет ребёнку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода близкого, родного человека. Такие игры полезно организовывать между несколькими детьми (воспитатель остаётся в центре ситуации, но с его помощью дети могут весело поиграть друг с другом).
В организации и выполнении любых видов деятельности (например, при умывании, при катании на лошадке, при одевании на улицу, при кормлении) все эти процессы могут быть более интересными и увлекательными, если ребёнка развлечь забавными стихами, народными потешками, прибаутками, и т. д. А так же использование в работе игр – шуток, игр эмоционально – тактильного характера: «Коза - коза», «Еду - еду» и т. д.
Можно организовывать игры малой подвижности с применением сюрпризных моментов, с помощью которых дети познакомятся и подружатся, например, «Давай познакомимся», «Назови своё имя», «Здравствуйте детки», «Самый лучший друг» и т. д.
Можно привлечь внимание игрушками – забавами: «Каталки», «Заводные игрушки».
Чтобы проведение этих игр было более интересным, рекомендую использовать различные пособия: шапочки с изображением животных, для подвижных игр: мячи, обручи, и т. д.
Если ребёнок будет чувствовать доброту, заботу, нежность, теплоту в общении с воспитателем, и в правильной организации и проведении им совместных игр с детьми, то этот нелёгкий эмоциональный период ребёнок преодолеет незаметно.