Надежда Васильевна Капустина
Родительское собрание «Малыш в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
вторая ранняя группа. МКДОУ "Детский сад №4" Левокумского муниципального района
Воспитатель Надежда Васильевна Капустина)
Цели собрания :
Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду;
Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.
Ход собрания
1. Приветствие.
Публикация «Родительское собрание „Малыш в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня тема нашего собрания «Малыш в период адаптации». Это собрание для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.
Прежде всего давайте познакомимся. Предлагаю всем написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово – эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и т. д.
2. Релаксация.
На фоне легкой музыки звучат слова: «А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие. Представьте себе сейчас галактику вселенной… Мы видим там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние… И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку… Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…
• Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.
• Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.
• Ведь только, Вы… - родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей… И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите своего ребенка… каким б он не был, долгожданным или нет… ведь раз он появился, раз он есть… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».
Спасибо Вам за наше путешествие!
3. Введение.
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. … И в один из дней приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых взрослых, в незнакомой обстановке – это является стрессом для ребенка.
- Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем?Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.
4. «Особенности адаптации».
- Так что же такое адаптация?
Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Адаптация», «Адаптационный период». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
• Адаптация социальная – универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы и результат ее соответствующих изменений.
• Адаптация физиологическая – совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.
• Адаптация психологическая – изменение чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции.
5. «Уровни адаптации».
Адаптационный период – достаточно сложный в жизни ребенка – дошкольника и может проходить по-разному. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три уровня:
1. В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство.
Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)
2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20 – 40 дней)
3. При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10 – 15 дней)
Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагаются самим попробовать определить уровень.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н, М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.
6. «Как можно облегчить крохе процесс адаптации?»
• Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «как тебя зовут?», «можно с тобой поиграть?», и т. п.
• Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
• Отправляясь в сад напоминайте себе, что вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнение, то ему передастся напряженное состояние.
• Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т. д.
• Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать (ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т. п.).
• Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
• Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
• Забирая малыша не забудьте расспросить воспитателя о поведении эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!
Приходит время (у каждого свое, и адаптационный период заканчивается. Первые положительный сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.
• Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня.
• Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит.
• Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого.
• У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода.
• Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.
7. Притча «Банка жизни»
…На стол ставится стеклянная пустая банка
- Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?
(Она пустая.)
- Совершенно верно, - затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполняют ее до самого верха.
- А теперь что Вы можете сказать об этой банке?
(Теперь банка полная)
Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
(Теперь банка полная)
Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
(Ну, теперь-то банка точно полная)
Тогда достается стакан чая и выливается в банку.
- А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка – это наша жизнь, камни – это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох – это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т. д. ; а песок – это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!
Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка). Раздача памяток.
Литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Воронеж: Учитель. -2004 – 236с.
2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М. : Просвещение. -2007. 79с.
3. Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.