Виктория Ростиславовна
Организация внутренней инфраструктуры ДОО согласно рекомендациям Минпросвещения РФ
▼ Скачать
(текст выступления + презентация)
Слайд 2.
Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования от Минпросвещения РФ.
Развивающая предметно-пространственная среда является ключевым инструментом формирования личности ребенка. Эстетика оформления групп, насыщенность среды, разнообразие игр – все это важно для всестороннего развития и раскрытия творческого потенциала воспитанников.
Публикация «Организация внутренней инфраструктуры ДОО согласно рекомендациям Минпросвещения РФ» размещена в разделах
Среда группы должна стимулировать активность детей, поэтому должна соответствовать интересам детей и современным требованиям безопасности.
Слайд 3. Критерии оценки РППС:
РППС оценивается по нескольким параметрам, рассмотрим их более подробно. Открытость среды для преобразований:
– элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
– отсутствие жестко закрепленных центров активности (не должно быть жесткого зонирования группы).
Современность среды:
– современные и традиционные игрушки и пособия;
– оборудование, соответствующее реалиям времени;
– мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
Ориентированность на повышение физической активности:
– специальное оборудование для физкультурного центра;
– пространство для осуществления физической активности
Слайд 4
Приспособленность для познавательной деятельности:
– дидактические игры и материалы;
– книжный центр с набором разнообразных книг;
– обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);
– материалы для экспериментальной деятельности и др.
Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
– игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
– пространство для организации сюжетно-ролевых игр.
Ориентированность на творческое развитие:
– игры и материалы для организации творческой активности детей;
– пространство для организации творческой активности детей.
Слайд 5
Элементы природы в среде:
– специально оборудованный центр природы;
– растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности; – прочие элементы природы в среде.
Комфортность среды:
– мягкая, комфортная мебель;
– уголок психологической разгрузки (уединения);
– наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото; – оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
Эстетика среды:
– наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
Слайд 6
– присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
– сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
Безопасность среды:
– обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;
– соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
– наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета);
– соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.
Слайд 7
Создание информационного пространства для родителей:
– содержание информационных материалов для родителей;
– эстетика оформления;
– наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Прекрасно вписываются в уголок для родителей QR-коды со ссылками на группы ВКонтакте и различные полезные источники, например, со стихотворениями для детей или консультациями для родителей, интересными статьями, журналами и так далее. Это соответствует реалиям времени и вызывает интерес у родителей. К тому же, считать код и перейти на нужный сайт – дело буквально нескольких секунд. Согласитесь, крайне удобно.
Таким образом, в развивающей предметно-пространственной среде детского сада должны присутствовать только те материалы, игрушки и оборудование, которые соответствуют вышеописанным требованиям.
Слайд 8
На слайде представлен пример организации пространства для родителей. Красочно, насыщенно и аккуратно.
Слайд 9
По рекомендациям Минпросвещения РФ, в группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности. Рассмотрим их названия и возможное наполнение.
1. Центр двигательной активности. Здесь разместим:
• Резиновые мячи
• Горка
• Игрушки-качалки
• Надувные мячи
• Мягкая «кочка» с массажной поверхностью
• Обруч
2. Центр сенсорики и конструирования. Сюда прекрасно впишется:
• Сенсорный стол – дидактические игры и коврики
• Крупные и среднего размера кубики из дерева или пластмассы
• Матрешка
• Мозаика с крупногабаритной основой
• Неваляшки разных размеров
• Объемные вкладыши из 3-4 элементов
• Рамки-вкладыши
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр. Список того, что можно разместить в данном центре:
• Автомобили
• Коляски
• Тележки, каталки
• Другой транспорт -автобусы, автомобили, лодки
• Предметно-тематические игрушки
• Игрушки-забавы
• Куклы крупного размера для сюжетно-отобразительной игры
• Куклы среднего размера для сюжетно-отобразительной игры
• Кукольная мебель (спальня, кухня)
• Наборы врача, парикмахера
• Набор столовой и чайной посуды, овощей
• Руль
• Звери объемные и плоскостные (из разного материала, крупного размера) – комплект
4. Центр творчества и продуктивной деятельности. Здесь разместим всё для творческого развития воспитанников:
• Ширма для кукольного театра
• Перчаточные куклы – комплект
• Элементы костюма для уголка ряженья – комплект
• Бумага для рисования
• Бумага разного цвета и формата
• Доска для работы с пластилином
• Карандаши цветные (6 цветов)
• Кисточки № 10, № 8
• Краски, гуашь
• Краски пальчиковые
• Пластилин мягкий, не липнущий к рукам
• Поднос детский для раздаточных материалов
• Стаканчики (баночки) пластмассовые
• Точилка для карандашей
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок). В него положим:
• Книги
• Серии тематических картинок
• Лото
• Настольно-печатные игры для детей раннего возраста
6. Центр экспериментирования и труда. Наполнение центра может быть следующим:
• Стол для игр с водой и песком
• Ёмкости 2-3 размера и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки
• Набор для экспериментирования с песком
• Набор игрушек для игры с песком
• Ложка, совок, лопатка.
Слайд 10
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности
• Балансиры разного типа -комплект
• Гимнастическая палка
• Коврик массажный
• Мешочки для метания и упражнений на балансировку-комплект
• Мягкая «кочка»
• Мяч для игры в помещении, с резиновым шнуром
• Мяч футбольный
• Набор «Мини-гольф»
2. Центр безопасности
• Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение»
• Набор карточек с изображением знаков дорожного движения
• Автомобили (разной тематики, мелкого размера)
3. Центр игры
Для игры в семью:
• Куклы младенцы и аксессуары для них (одеяльце, соска, бутылочки и пр.)
• Куклы в одежде (мальчик и девочка)
• Кукольная мебель, соразмерная росту ребенка: столик со стульями, плита, холодильник, кровать для куклы, шкафчик, дополнительно: кукольная мягкая мебель (диванчик или кресло)
• Коляски
• Одежда для кукол (для зимы и для лета)
• Кукольная посуда (кастрюли и сковородки, тарелки, чашки, ложки и прочее, игрушечная еда
Наборы и аксессуары для игр в профессию:
• Доктор
• Парикмахер
• Пожарный
• Полицейский
• Продавец
• Солдат
• Моряк
4. Центр конструирования
Оборудование:
• Открытые стеллажи для хранения материалов
• Ковер или палас на пол
Материалы:
• Крупногабаритные напольные конструкторы: деревянные, пластиковые
• Комплекты больших мягких модулей
• Транспортные игрушки
• Фигурки, представляющие людей различного возраста, национальностей, профессий
• Фигурки животных
• Набор конструктора типа «Lego» (с человеческими фигурками)
• Наборы среднего и мелкого конструктора, имеющие основные детали: кубики, кирпичики, призмы, конусы
• Другие настольные конструкторы (металлический, магнитный и пр.)
5. Центр логики и математики
Материалы:
• Разнообразный материал в открытых коробках, для измерения, взвешивания, сравнения по величине, форме. Коробки должны быть систематизированы и снабжены надписями и символами
• Весы с объектами для взвешивания и сравнения
• Линейка разной длины
• Измерительные рулетки разных видов
• Часы песочные
• Секундомер
• Числовой балансир
• Наборы моделей: для деления на части от 2 до 16
• Набор карточек с цифрами и т. п.
• Счетный материал и разноцветные стаканчики для сортировки
• Головоломки (геометрические, сложи узор и др.)
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда
• Наборы различных объектов для исследований (коллекции камней, раковин, сосновых шишек, минералов, тканей, семян, растений (гербарий) и пр.)
• Увеличительные стекла, лупы
• Микроскоп
• Набор магнитов
• Наборы для экспериментирования
• Весы
• Термометры
• Часы песочные, секундомер
• Наборы мерных стаканов
• Календарь погоды
• Глобус, географические карты, детский атлас
• Иллюстрированные познавательные книги, плакаты, картинки
7. Центр познания и коммуникации детей
Материалы:
• Разные картинки
• Пазлы
• Наборы кубиков с картинками
• Лото
• Домино
• Парные карточки (игры типа «Мемори»)
• Другие настольно-печатные игры с правилами (игры-ходилки и др.) в соответствии с возрастными возможностями детей
• Шашки, шахматы
• Игры-головоломки (типа танграм и др.)
• Плакат с алфавитом
• Магнитная азбука
• Кубики с буквами и слогами
• Цветные и простые карандаши, фломастеры
• Трафареты
• Линейки
• Бумага, конверты
• Тренажер по «письму», водный фломастер, тряпочка
8. Книжный уголок
Оборудование:
• Аудиоцентр с наушниками
• Мягкая детская мебель (диванчик, кресло)
• Стол
• Стулья (2)
• Книжный стеллаж (низкий, открытый)
Материалы:
• Диски с аудиозаписями (сказки, рассказы)
• Диски с музыкой
• Детская художественная литература (иллюстрированные книги с крупным простым текстом)
• Детская познавательная литература (с большим количеством иллюстративного материала)
9. Центр театрализации и музицирования
Оснащение для игр-драматизаций (театрализованных представлений):
• Большая складная ширма
• Стойка-вешалка для костюмов
• Костюмы, маски, атрибуты для постановки (разыгрывания) двух-трех сказок, соответствующих возрасту детей
• Атрибуты для ряженья – элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и пр.)
• Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей, маски сказочных персонажей
Оснащение для малых форм театрализованных представлений (кукольный театр, настольный театр и пр.):
• Маленькая ширма для настольного театра
• Атрибуты и наборы готовых игрушек (фигурки мелкого и среднего размера) или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра
• Набор атрибутов и кукол бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые)
• Куклы и атрибуты для пальчикового театра
• Центр музыки
• Детские музыкальные инструменты (шумовые, струнные, ударные, клавишные)
• Музыкально-дидактические игры
10. Центр уединения
• Малогабаритные кресла или диван
• Аудиоподборка художественных произведений
11. Центр коррекции
• Оборудование:
• Стол (1)
• Стулья (2-4)
• Открытый стеллаж для хранения материалов
• Материалы:
• Игры «Собери бусы»
• Детская мозаика
• Игрушки с действиями:
• Нанизывающиеся (башенки, пирамидки, бусы и пр.)
• Навинчивающиеся
• Вкладыши
• Комплект карточек для проведения артикулярной гимнастики
12. Центр творчества
Оборудование:
• Стол (1)
• Стулья (2-4)
• Открытый стеллаж для хранения материалов
• Доска на стене на уровне ребенка
• Мольберт
• Рабочие халаты или фартуки
Материал:
Всё для рисования
• Бумага и картон разных размеров (А5, А4, А3, А2) и разных цветов
• Альбомы для рисования
• Бумага для акварели
• Восковые мелки, пастель
• Простые и цветные карандаши
• Маркеры, фломастеры (смываемые, на водной основе)
• Краски акварельные и гуашевые
• Кисти круглые и плоские, размеры № 2-6, 10-14, 12-13
• Палитры, стаканчики для воды, подставка для кистей
• Печатки, линейки, трафареты
• Губка, ластик, салфетки, тряпочка для кисти
Всё для лепки:
• Пластилин, глина, масса для лепки
• Дочки для лепки
• Стеки
Всё для поделок и аппликации:
• Бумага и картон для поделок разных цветов и фактуры
• Материалы для коллажей (не менее 3 типов)
• Ножницы с тупыми концами
• Клей-карандаш
• Природный материал
• Материалы вторичного использования.