Кристина Горьковая
Организация внеурочной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Организация внеурочной деятельности
Важнейшей составляющей образовательного процесса наряду с обучением является воспитание. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Публикация «Организация внеурочной деятельности» размещена в разделах
Что же такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность – это деятельность, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. По мнению педагога И. В. Бабушкиной «внеурочная деятельность - это важная часть процесса образования детей младшего школьного». Данная деятельность, которая проявляется вне уроков, позволяет обеспечить развитие, воспитание и социализацию младшего дошкольника согласно его основным интересам и потребностям.
Использования свободного времени школьников для общества всегда была насущной проблемой. Мы знаем, что воспитание происходит в любой момент деятельности детей. Но наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Формы реализации внеурочной деятельности могут быть самыми разнообразными, такими как кружки, «круглые столы», конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, сетевые проекты, публикации в электронных средствах массовой информации, online-конкурсы, квесты и прочее.
Система российского образования ориентирована на развитие открытого, непрерывного, демократического образования; приоритет воспитания, социализации школьников; качественные показатели и результаты образовательной деятельности педагога и школьника, образовательного учреждения как государственно-общественного. Сама же школа заинтересована в решении проблемы внеурочной деятельности, которая становится своеобразной помощью педагогу в освоении новой учебной деятельности, способствует расширению того образовательного пространства, которое предоставляется ребенку для его развития.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- оптимизировать учебную нагрузку детей; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности подрастающего поколения.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности и охватывает все направления жизни школьников.
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки.
Духовно-нравственное и общекультурное направления реализуются через кружки художественного творчества, прикладного искусства.
Обще интеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы.
Социальное направление - общественно – полезная деятельность.
Общеобразовательная организация предоставляет право выбора спектра занятий, направленных на развитие обучающегося. За счет своей ненавязчивости внеурочная деятельность значительно способствует повышению уровня учебной мотивации школьников. Более эффективным элементом адаптации и выстраивания общения между мальчиками и девочками тоже может использоваться внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность позволит раскрыться совершенно, с другой стороны.
Основная цель внеурочной деятельности – создание таких условий, которые будут способствовать проявлению и развитию интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения нравственных и духовных традиций, создания разностороннего отдыха детей.
Любая цель должна иметь свой результат. Результат представляет собой итог участия школьника во внеурочной деятельности. Но в данном случае наиболее важны духовно-нравственные приобретения, оказавшие воздействие на процесс развития личности школьника.
Основные уровни результатов внеурочной деятельности :
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
На наш взгляд наиболее важным является третий, который подразумевает активное участие школьника в общественной жизни.
Чтобы достичь высокого результата, важна не только деятельность ребенка, но и личность учителя. В процессе деятельности учитель выступает сразу в нескольких ролях.
В первую очередь, он консультантом, который способствует выбору ребенком наиболее соответствующей его интересам внеурочной деятельности. Во-вторых, учитель выступает в роли организатора и непосредственного руководителя внеурочной деятельности школьников. И в-третьих – сопровождающий. Учитель разрабатывает программы деятельности и обеспечивает их проведение. Во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий педагогу необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на возникающие вопросы, помогать решать проблемы. Педагог должен хорошо представлять, чего от него ждут учащиеся, ведь именно они являются главными индикаторами внеурочной деятельности.