Татьяна Прожерина
Организация внеклассной деятельности обучающихся в системе логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет систему требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной образовательной программы. Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.
Публикация «Организация внеклассной деятельности обучающихся в системе логопедической работы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей с нарушениями речи имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Логопеды в дополнении к традиционным методам представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми– логопатами. По мнению В. М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: одна из которых помогает непосредственному речевому развитию ребенка, а вторая опосредованная, относится к нетрадиционным логопедическим технологиям.
Работая с детьми, имеющие самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемами:
- длительный период автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- привлечение активности и заинтересованности родителей к речевому развитию своих детей;
- низкая работоспособность из-за снижения внимания, интереса к поисковой деятельности детей.
Поэтому, особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материалы песен и стихов. Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекция происходит и во внеурочной деятельности. Одной из новых форм моей работы является ежегодное проведение «Недели красивой и правильной речи». Рассматривая различные источники информации, литературу, я пришла к выводу, что очень мало, где можно увидеть и услышать о проведении таких праздников и именно для детей с умственной отсталостью. Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности и творческие способности.
При проведении данной недели решается ряд задач:
- закрепление знаний у обучающихся с умственной отсталостью, полученные на логопедических занятиях;
- развитие познавательных и психических процессов;
- создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
- осуществление взаимосвязи в работе педагогов и родителей.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро, как нам бы этого хотелось. Однако, неоднократно проводимые мною подобные мероприятия, показывают, что у детей появляется желание заниматься, проявляется динамика в звукопроизношении, возможность выполнения разных видов упражнений, которые раньше им были недоступны. Школьники, на таких мероприятиях становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им глубже познать окружающий мир. Это помогает у детей выработать чувство родного языка, обогатить словарный запас и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи и интеллектуальную недостаточность, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти надолго и использовался в новых условиях.
Для проведения ««Недели красивой и правильной речи»» мной составляется план мероприятий на каждый день.
Сейчас я представлю вашему вниманию план мероприятий на неделю, который прикреплен.
Каждый год план недели меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов. В подготовке, оформлении и проведении «Недели красивой и правильной речи» обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих способностей и самостоятельности.
Как правило, обучающиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции.