Рогова Елена
Организация устного счёта на уроках математики в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
"Наука вычислений формирует характер и
личность человека четкостью мысли и
доказываемых логических истин".
А. Александров
Одной из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Особое внимание устному счету уделяется у обучающихся с нарушением интеллекта. Данная категория школьников отличается нарушениями внимания, импульсивностью или инертностью, лёгкой отвлекаемостью, повышенной утомляемостью, психической нестабильностью.
Публикация «Организация устного счёта на уроках математики в коррекционной школе» размещена в разделах
Во время устного счета обучающиеся совершенствуют умение выполнять вычисления, называть числа, числовые выражения, отвечающие заданным условиям, решать простые и легкие составные арифметические задачи и так далее; овладевают приемами оперирования числами и другими математическими объектами, не прибегая к подробным записям, в быстром темпе («беглый счет»).
Темп работы обучающихся не должен приводить к ошибкам, иначе может произойти закрепление неверных приемов работы. При подборе заданий, вопросов, дидактических игр, которые используются во время устного счета, необходимо позаботиться об их доступности для детей всего класса.
К трудным, а иногда и недоступным, могут быть отнесены задания, требующие применения нетвердо усвоенных обучающимися вычислительных приемов, многоэтапных умственных действий при отсутствие конкретных опор, выполнения умственных действий в течение продолжительного времени и т. п. Плохое знание ребенком учебного материала, на котором строится работа во время устного счета, вызывает чувство неуверенности, снижает интерес к поиску ответов на вопросы, способов решения, приводит к отказу от участия в устном счете, который выражается в пассивности, бездумном подражании лучшим ученикам. Усилия ученика направляется на то, чтобы расслышать шепот своих одноклассников, которые еще не овладели внутренней речью и помогают себе в работе тем, что произносится вслух все свои рассуждения на то, чтобы подсмотреть, что представлено на партах соседей и т. п. В этом случае обучения нет, учебная деятельность подменяется псевдодеятельностью. Отдельные задания, хотя и предъявляются всему классу, имеют конкретных адресатов. Чтобы в классе не прозвучал ответ, содержащий ошибку, учитель предусмотрительно не спрашивает тех детей, которые не в состоянии ответить правильно. Если учитель знает, что ученик не может выполнить задание, и не обращается к нему, то и ребенок должен знать, что задание ему пока не доступно, что он может его не выполнить.
Это совсем не означает, что обучающийся выключается из общей работы, что в его деятельности наступает пауза, отдых. Нет, он активно работает, так как должен запомнить задание, классифицировать его: отнести к уже усвоенным заданиям или к тем, которые только овладевает.
Обычно о дифференцированном подходе учителя к обучающимся во время устного счета можно судить не только по тому, к каким ученикам с какими по сложности заданиями он обращается, но и по содержанию ответов.
Многих детей затрудняет восприятие на слух. Например, в умножении и делении чисел обучающимся начальной школы трудно назвать полученный результат, когда плохо усвоена взаимосвязь этих действий. Но вместе с тем в классе всегда будут обучающиеся, которые могут эти задания выполнить. И если первым предлагать заданные числа в записи, для вторых это будет излишне.
Одни ученики легко производят вычисления «в уме», другие продолжают перебирать пальцы, считая цифры, буквы в таблицах, развешанных в кабинете. Поэтому дифференцированный подход должен заключаться в обеспечении отдельных детей для их успешной работы оборудованием. Например, в 1 классе обучающиеся изучают ряд чисел от 1 до 10. Большинство легко припоминают порядок следования чисел и называют числа больше заданного учителем числа, например, 4, и меньше его. У некоторых обучающихся на партах должны лежать таблички с рядом чисел 1,2….10. Без этого задания для них становится непосильным, так как они этот ряд не представляют. Учитель задает число 4, ученики ставят палец на четверку на табличке и называют числа больше, меньше, отыскивая их справа, от числа четыре, и меньше – слева.
Оборудование личного места обучающегося во время устного счета должно быть предметом забот учителя, который еще до урока решает, чем должен пользоваться ребенок для успешного выполнения заданий, как его перевести с одного вида помощи, одного вида оборудования на другой, более совершенный. Например, обучающийся был принят в 1 или 2 класс коррекционной школы из другой начальной школы, где ему разрешали работать на счетах по линейке, но категорически запрещали производить вычисления на пальцах. Некоторые умственно отсталые самостоятельно не овладевают пальцевым счетом, поэтому такой школьник вычисляет сумму, только имея счеты, линейку, и становится беспомощным, когда их у него нет. Такого ребенка следует учить считать на пальцах, быстро выполнять действия с палочками и т. п.
Продвижение обучающегося в овладении новыми приемами работы не в полном отказе от предметных действий, что возможно, еще преждевременно, а в замене одних предметных действий другими, привычного счетного материала – новым, непривычным. Если, наоборот, такой ученик быстро считает, перебирая пальцы, если он использует знаки разных, иногда посторонних таблиц, его следует научить работать на счетах, линейке. Иначе в коррекционной школе приходится слышать такие реплики: «Я здесь в этой школе не могу решать, здесь нет таблиц, ….».
Таким образом, характер оборудования рабочих мест обучающихся во время устного счета не может быть неизменным и у всех детей одинаковым.
Во время устного счета дожжен поддерживаться достаточно высокий темп работы. Не всегда следует задерживаться на ошибках отдельных детей, пытаться объяснить неверный ответ.
Высокий темп проведения устного счета поддерживается заинтересованностью обучающихся, занимательным оформлением заданий, что обеспечивает полное внимание учащихся. К сожалению, иногда происходит в ущерб рациональному использованию учебного времени.
Предпочтение следует отдавать формам предъявления заданий, обеспечивающим включение в выполнение всех обучающихся.
Обычно в коррекционной школе представляет определенную трудность обратная связь «ученик – учитель». Некоторые дети (расторможенные, не управляющие своими эмоциями) выкрикивают ответ, другие, услышав ответ товарища, не совпадающий с полученным ими результатом, отказываются от своего ответа и повторяют чужой. Желательно сделать так, чтобы все обучающиеся давали одновременно ответ учителю на его задание, чтобы у них не оставалось времени на подсматривание, подслушивание: каждый ребенок изображает и показывает учителю свой ответ с помощью подвижных чисел, записей на грифельных досках, в тетрадях, счетов, пальцев, счетных палочек. Такие формы обратной связи позволяют организовать работу всех учащихся класса, осуществлять контроль за деятельностью каждого ребенка, а при наличии записей в тетрадях (математический диктант) оценивать качество работы.
Не все обучающиеся успевают выполнять задания одновременно с классом. Учитель не может ждать отдельных учеников и затягивать паузу. Необходимо или решить таким обучающимся выполнять не все задания, а, например, только нечетные, пропуская четные; или накануне урока, подбирая способы передачи ответов учащихся к учителю, обеспечить этих обучающихся удобным счетным материалом, большего размера счетами и так далее.
Оценка учителем работы обучающихся во время устного счета должна быть дифференцированной. Продвижение ребенка в овладении вычислительными приемами, повышение скорости выполнения предметных действий, узнавание вида заданий и прочее должно вызывать одобрения учителя: не умел – научился. Замечание учителя, оценка, похвала, в том числе отметка, должны относиться к конкретному факту продвижения ученика, этапу в его работе, пусть небольшому, но успеху.
В итоге, хочется отметить, что приобрести вычислительные навыки - значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнить эти операции достаточно быстро.
Список используемой литературы и источников:
1. Кордемский Б. А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: Книга учащихся, - М: Просвещение, 1986.
2. Катлер Э. Мак-Шейн Р. «Система быстрого счёта по Трахтенбергу» - М: Просвещение, 1967.
3. Минаева С. С. «Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике» - М. : Просвещение, 1983.
4. Сорокин А. С. «Техника счета (методы рациональных вычислений)», М:Знание, 1976
5. https://razvivajka.ru/ Тренировка устного счета
6. https://gzomrepus.ru/exercises/production/ Упражнения на продуктивность и быстрый устный счет