Светлана Панченко
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии и во внеурочное время
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотного, социально - мобильного, конкурентноспособного на рынке труда молодого специалиста. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку обучающихся, выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве. Она нацеливает нас, педагогов, на поиск и апробацию новых программ, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Акцент переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять информацию, принимать профессиональные решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Эти задачи невозможно решить только путем теоретического обучения. Способность к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию развивается только в исследовательской деятельности. Термин «исследовательский метод» был предложен Б. Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В современной теории обучения звучит следующее определение исследовательской деятельности в образовательной организации : «под исследовательской деятельностью обучающихся понимается такая форма организации воспитательно - образовательного процесса, при которой обучающиеся ставятся в ситуацию, когда они сами овладеют понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом, решают творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства)». Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на занятиях по химии, так и в кружковой работе по дисциплине. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка обучающихся, преемственность уровня техникум – вуз. Что же такое исследовательская деятельность обучающихся? Это деятельность, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение обучающимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Если на первом курсе мы проводим исследования по проблемам, связанным с общеобразовательными дисциплинами, то на старших курсах обучающиеся выполняют индивидуальные курсовые и дипломные проекты. Поэтому так необходимо еще на первом курсе прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Затем с этими работами ребята участвуют в различных научно - практических конференциях как на уровне образовательной организации, так и на региональном и всероссийском уровнях. Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в неизведанное. В современных условиях, где дисциплине «Химия» в образовательном процессе отводится небольшое количество часов, очень трудно заинтересовать обучающихся познанием научной картины мира. Но практика показывает, что организация исследовательской деятельности максимально приближает обучение к жизни, вовлекает ребят в учебную деятельность, что способствует не только развитию творческих способностей, но и мотивирует их на выполнение учебной задачи в целом и самое главное, способствует социальной адаптации в среде сверстников, позволяет почувствовать собственную значимость. Поисковый характер этих уроков вносит а учебный процесс элементы развивающего обучения. Для них характерна опора на конкретный жизненный опыт обучающихся, достигается высокая мотивация через решение значимых для ребят проблем. На таких занятиях появляется исключительная возможность формирования у обучающихся компетентности в решении проблем, а также освоения ими способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетенции.
Публикация «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии и во внеурочное время» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одними из нетрадиционных уроков, позволяющих применять исследовательский метод обучения, являются: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие и другие. Хочу привести структуру урока – исследования, проводимого мною в курсе изучения раздела «Органическая химия». Тема занятия: «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров и углеводов». Планируемые результаты обучения : каждый обучающийся должен знать качественные реакции органических веществ, решать экспериментальные задачи по распознаванию различных веществ, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность. «Человек есть то, что он ест» (немецкий философ Фейербах) – это высказывание заставляет задуматься о здоровье каждого из нас. И мы ставим проблему – определить соответствует ли действительности то, что написано на упаковке купленных нами продуктов питания. Сегодня вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений - диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д. Ведь именно питание тесно связывает внутреннюю среду организма с окружающей средой, как природной, так и искусственной, созданной руками человека. Для чего мы употребляем различные продукты питания? Для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. Преподаватель предлагает обучающимся следующие продукты питания: виноград, виноградный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», молоко, сухие сливки, бульон «Магги», домашний творог, творожная масса, печенье, хлеб, масло сливочное, маргарин. Делим эти продукты по питательным веществам. Глюкоза – виноград, сок, газированная вода. Крахмал – хлеб, рис, печенье, картофель. Белки – молоко, колбаса, «Магги», творог. Жиры – сливочное масло, маргарин. Перед обучающимися ставится проблема – идентифицировать питательные вещества в данных продуктах питания; попробовать сделать вывод о качестве данного продукта; научиться работать с маркировкой продукта.
Далее проводится исследовательская работа. Вначале инструктаж по ТБ. Затем группа делится на подгруппы, каждой подгруппе выдается экспериментальное задание. Выполнив работу, каждая подгруппа делает отчет по своим исследованиям продуктов питания. По ходу отчета обучающиеся заполняют таблицу, выданную перед уроком, в которой фиксируется название исследуемого продукта, предполагаемое питательное вещество, качественная реакция и формулируется вывод. А затем преподаватель подводит к общему выводу, вначале познакомив ребят с притчей: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»». Преподаватель: лучше употреблять натуральные продукты, иметь свое хозяйство и огород; опираясь на свои знания и навыки, вы можете уже ориентироваться в продуктах и должны понимать, что можно употреблять, а что нельзя. Нужно помнить, что неправильное питание несет в себе нарушение в работе нашего организма; самые серьезные из них: дефицит полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов С, В, Е, фолиевой кислоты, ретинала, макро- и микроэлементов (кальция, железа, цинка, фтора, селена, йода и других, пищевых волокон. А грамотно ли вы питаетесь? И обучающимся предлагается пройти тест, по результатам которого они смогут убедиться в правильности своего питания.
Это один из примеров проведения урока – исследования. Огромную роль играет проведение исследовательской деятельности как одно из направлений кружковой работы, которая ведется на протяжении значительного времени. Одним из самых ответственных и важных моментов учебно-исследовательской работы является выбор темы исследования каждым обучающимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики исследований необходимо учитывать следующие критерии:
- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
- соответствие интересам обучающегося - исследователя;
- реальная выполнимость;
- возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
- обеспеченность необходимым количеством различных источников.
Правильно организованная работа по учебно-исследовательской деятельности обучающихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация учебно - исследовательской работы позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно - практических конференциях и конкурсах. Основные этапы работы над проектом:
- подготовка (выбор темы, определение целей и задач, обоснование актуальности, формулирование гипотезы);
- планирование (определение источников информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов);
- исследование (сбор информации, овладение методикой исследования, проведение исследования);
- обработка полученных результатов (анализ информации, формулирование выводов);
- отчет об исследовании и его представление (представление результатов в виде оформленной работы и презентации);
- анализ и обсуждение результатов исследования.
Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с обучающимися исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой и проводить химический эксперимент. Главные задачи организации исследовательской работы обучающихся :
- активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы обучающихся в процессе обучения;
- развить у обучающихся представления о межпредметных связях;
- создать предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода и собственной деятельности;
- развить интерес к познанию сущности процессов и явлений науки, техники, искусства;
- приобщить к научной этике и научным традициям;
- воспитать культуру умственного труда;
- воспитать у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний и в целом к самообразованию. Подготовка исследовательской работы обучающимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности ребят, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.
Литература
1. Казарина Н. В. Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся по химии//Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VМеждународной научной конференции, Уфа, май 2014
2. О. Б. Башкирова, Т. П. Пуплевская. //Специалист – 2009 №11//
3. Харченко В. Н., Хенина Н. В. Метод проектов при организации самостоятельной работы студентов //Специалист – 2008 №4//
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Химия, 10 класс
5. Габриелян О. С. Химия 10 класс : Настольная книга учителя. - М. : “Дрофа”, 2004.