Получи документы

Организация тьюторского сопровождения в ДОУ детей с ОВЗ: задачи, механизмы реализации, методическое сопровождение

Ольга Павловна Громыко
Организация тьюторского сопровождения в ДОУ детей с ОВЗ: задачи, механизмы реализации, методическое сопровождение
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно Положению «О тьюторе» МАДОУ №3 «Золотой ключик», разработанным в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 Трудовым кодексом:

Публикация «Организация тьюторского сопровождения в ДОУ детей с ОВЗ: задачи, механизмы реализации, методическое сопровождение» размещена в разделах

Тьютор — это педагог, способствующий разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с детьми – инвалидами с ОВЗ по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс образования и формирования их личности.

Тьюторское сопровождение - это образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное сопровождение воспитанников с ОВЗ и индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ).

Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами по вопросам образования, Уставом МАДОУ, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка МАДОУ, должностной инструкцией тьютора (разрабатывается руководителем ДОУ) и Положением ДОУ «О тьюторе».

Ставка тьютора в ДОУ вводится с момента поступления ребенка с ОВЗ, в заключении ТПМПК которого, указана рекомендация о необходимости сопровождения тьютором. Каждый тьютор может сопровождать от 1 до 6 воспитанников с ОВЗ (в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени»)

Основная цель деятельности тютора

Основной целью тьютора является персональное сопровождение воспитанников в образовательном процессе, успешная социализация ребенка с ОВЗ:

создание условий для успешного обучения ребенка (реальная индивидуализация процесса обучения, составление и реализация ИОМ);

создание условий для успешной социализации ребенка (включение ребенка в среду сверстников в жизнь группы детского сада, формирование положительным межличностных отношений);

максимальное раскрытие потенциала его личности (выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников);

организация и стимулирование разных видов детской деятельности воспитанников, поддержка инициативы и интересов детей с ОВЗ;

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при реализации ИОМ : подбор и адаптация педагогических средств, организация участия родителей (законных представителей) в разработке ИОМ и в образовательном процессе, организация взаимодействия с другими специалистами.

мониторинг эффективности реализации ИОМ;

помощь в проблемных ситуациях при реализации воспитанников ИОМ;

Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет) следующие функции:

Диагностическая: сбор данных о воспитанниках методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, задатках и предпосылках дальнейшего развития (определение актуальной и ближайшей зон развития)- в Приложении №1 можно ознакомиться с материалами диагностики – формы таблиц, примерные карты наблюдения в период адаптации и примерные анкеты для родителей при поступлении ребенка с ОВЗ в ДОУ (из опыта работы МАДОУ №3 «Золотой ключик»)

Проектировочная: подбор педагогических средств тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников, проектирование специальной образовательной среды, участие в разработке и корректировке ИОМ - в Приложении №2 можно ознакомиться со специальным оборудованием, используемым в МАДОУ №3 «Золотой ключик», в Приложении №3 представлен образец ИОМ.

Реализационная : психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве МАДОУ, реализация индивидуальных образовательных траекторий.

Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОМ.

Организация деятельности тьютора

1. Сбор информации о ребенке - знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной другими специалистами, медицинской картой, заключением ТПМПК и другими документами.

2. Знакомство, установление контакта с ребёнком и его семьей - тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», помощником, выразителем желаний. Следит за состоянием ребенка – эмоциональным и физическим. Устанавливает взаимодействие с семьей воспитанника (беседы, анкетирование).Основная задача на первоначальном этапе взаимодействия с ребенком – вызвать доверие воспитанника и его семьи.

3. Наблюдение за поведением ребенка в период адаптации (результаты оформляются в виде карты или дневника наблюдения) - тьютор ведет сбор данных об особенностях развития ребенка (с помощью наблюдения)

4. Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей - анализ полученной информации и собственных наблюдений, изучение результатов диагностики других специалистов (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога- психолога, воспитателя)

5. Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута – участие в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.

6. Решение поставленных задач - реализация индивидуального образовательного маршрута:

- выполнение рекомендаций специалистов по решению задач адаптированной образовательной программы;

- индивидуальное сопровождение воспитанника с ОВЗ в образовательной деятельности (в соответствии с ИОМ, в детской деятельности (в том числе совместной с другими сверстниками, на прогулке, в режимных моментах. Тьютор сопровождает ребенка на занятиях в группе, на занятиях с другими специалистами, при перемещении в пространстве ДОУ.

- осуществление помощи воспитателям в течение режимных моментов;

- отслеживание динамики развития (как положительной, так и отрицательной) и достижений ребенка, с фиксацией результатов в «Дневнике индивидуального развития»;

- координирование общей деятельности ребенка, дозирование нагрузки;

- регулярное взаимодействие с семьей воспитанника.

7. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии – участие в плановых и внеплановых заседаниях ППк ДОУ

Педагоги проводят педагогическое обследование ребенка в рамках комплексного изучения его достижений в усвоении им программного материала. В связи с этим полученные результаты должны отражать не только ближайшую, но и более отдаленную перспективу реализации содержания по всем образовательным областям. Проводится мониторинг на конец учебного года для выявления динамики развития. На итоговом консилиуме оценивается результат совместной работы всех участников образовательного процесса, и определяются дальнейшие перспективы работы с детьми, продолжающими образование в дошкольном учреждении.

Методы и приемы, используемые тьютором в работе с детьми с ОВЗ

Основной формой образовательной (развивающей) деятельности с детьми с ОВЗ выступают индивидуальные занятия (чем тяжелее нарушение развития, тем актуальнее эта форма организации занятий, с использованием как общих технологий дошкольного образования, так и специальных методов и приёмов, например:

Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру

Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра, помощь других детей в освоении КГН, посильная помощь.

Дидактические игры

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом.

«Рука в руке» – эффективен на начальных этапах обучения, при изучении нового материала, на занятиях по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, физкультуре.

Использование картинного материала для смены видов деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и память, активизации словарного запаса.

Речевые интонационные приемы

Сказкотерапия – даёт потенциальную возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности.

* Компьютерные технологии – дают возможность вовлечь в образовательную (развивающую) деятельность неговорящих, не идущих на контакт, детей.

Здоровьесберегающие технологии - дают возможность снять мышечный тонус, эмоциональное и психическое напряжение (динамические и музыкальные паузы, физ. минутки, приёмы релаксации и психогимнастики).

Нетрадиционные методы и приемы (арт-технологии) - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.

Взаимодействие с родителями

Основная задача тьютора : донести до родителей идею о том, что только в команде можно добиться желаемого результата.

Поэтому, тьютор :

устанавливает контакт с родителями, определяет задачи, составляет план совместной работы

рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

отвечает на вопросы родителей;

оказывает эмоциональную поддержку;

содействует родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;

формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;

формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;

привлекает к участию в мероприятиях, акциях, развлечениях в ДОУ

проводит совместный анализ промежуточных результатов, разрабатывает дальнейшие этапы работы;

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Опрос детей «Рисование» в рамках реализации годовой задачиОпрос детей «Рисование» в рамках реализации годовой задачи В одной известной песни поется: "Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать!" Одна из годовых задач нашего.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация тьюторского сопровождения в ДОУ детей с ОВЗ: задачи, механизмы реализации, методическое сопровождение
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 03:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация тьюторского сопровождения в ДОУ детей с ОВЗ: задачи, механизмы реализации, методическое сопровождение» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павловна Громыко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД