Ольга Павловна Громыко
Организация тьюторского сопровождения в ДОУ детей с ОВЗ: задачи, механизмы реализации, методическое сопровождение
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Положению «О тьюторе» МАДОУ №3 «Золотой ключик», разработанным в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 Трудовым кодексом:
Темочки:
Тьютор — это педагог, способствующий разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с детьми – инвалидами с ОВЗ по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс образования и формирования их личности.
Тьюторское сопровождение - это образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное сопровождение воспитанников с ОВЗ и индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ).
Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными, региональными и муниципальными нормативными актами по вопросам образования, Уставом МАДОУ, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка МАДОУ, должностной инструкцией тьютора (разрабатывается руководителем ДОУ) и Положением ДОУ «О тьюторе».
Ставка тьютора в ДОУ вводится с момента поступления ребенка с ОВЗ, в заключении ТПМПК которого, указана рекомендация о необходимости сопровождения тьютором. Каждый тьютор может сопровождать от 1 до 6 воспитанников с ОВЗ (в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени»)
Основная цель деятельности тютора
Основной целью тьютора является персональное сопровождение воспитанников в образовательном процессе, успешная социализация ребенка с ОВЗ:
создание условий для успешного обучения ребенка (реальная индивидуализация процесса обучения, составление и реализация ИОМ);
создание условий для успешной социализации ребенка (включение ребенка в среду сверстников в жизнь группы детского сада, формирование положительным межличностных отношений);
максимальное раскрытие потенциала его личности (выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников);
организация и стимулирование разных видов детской деятельности воспитанников, поддержка инициативы и интересов детей с ОВЗ;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при реализации ИОМ : подбор и адаптация педагогических средств, организация участия родителей (законных представителей) в разработке ИОМ и в образовательном процессе, организация взаимодействия с другими специалистами.
мониторинг эффективности реализации ИОМ;
помощь в проблемных ситуациях при реализации воспитанников ИОМ;
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет) следующие функции:
Диагностическая: сбор данных о воспитанниках методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, задатках и предпосылках дальнейшего развития (определение актуальной и ближайшей зон развития)- в Приложении №1 можно ознакомиться с материалами диагностики – формы таблиц, примерные карты наблюдения в период адаптации и примерные анкеты для родителей при поступлении ребенка с ОВЗ в ДОУ (из опыта работы МАДОУ №3 «Золотой ключик»)
Проектировочная: подбор педагогических средств тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников, проектирование специальной образовательной среды, участие в разработке и корректировке ИОМ - в Приложении №2 можно ознакомиться со специальным оборудованием, используемым в МАДОУ №3 «Золотой ключик», в Приложении №3 представлен образец ИОМ.
Реализационная : психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в образовательном пространстве МАДОУ, реализация индивидуальных образовательных траекторий.
Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОМ.
Организация деятельности тьютора
1. Сбор информации о ребенке - знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной другими специалистами, медицинской картой, заключением ТПМПК и другими документами.
2. Знакомство, установление контакта с ребёнком и его семьей - тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», помощником, выразителем желаний. Следит за состоянием ребенка – эмоциональным и физическим. Устанавливает взаимодействие с семьей воспитанника (беседы, анкетирование).Основная задача на первоначальном этапе взаимодействия с ребенком – вызвать доверие воспитанника и его семьи.
3. Наблюдение за поведением ребенка в период адаптации (результаты оформляются в виде карты или дневника наблюдения) - тьютор ведет сбор данных об особенностях развития ребенка (с помощью наблюдения)
4. Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей - анализ полученной информации и собственных наблюдений, изучение результатов диагностики других специалистов (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога- психолога, воспитателя)
5. Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута – участие в работе психолого-педагогического консилиума ДОУ.
6. Решение поставленных задач - реализация индивидуального образовательного маршрута:
- выполнение рекомендаций специалистов по решению задач адаптированной образовательной программы;
- индивидуальное сопровождение воспитанника с ОВЗ в образовательной деятельности (в соответствии с ИОМ, в детской деятельности (в том числе совместной с другими сверстниками, на прогулке, в режимных моментах. Тьютор сопровождает ребенка на занятиях в группе, на занятиях с другими специалистами, при перемещении в пространстве ДОУ.
- осуществление помощи воспитателям в течение режимных моментов;
- отслеживание динамики развития (как положительной, так и отрицательной) и достижений ребенка, с фиксацией результатов в «Дневнике индивидуального развития»;
- координирование общей деятельности ребенка, дозирование нагрузки;
- регулярное взаимодействие с семьей воспитанника.
7. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии – участие в плановых и внеплановых заседаниях ППк ДОУ
Педагоги проводят педагогическое обследование ребенка в рамках комплексного изучения его достижений в усвоении им программного материала. В связи с этим полученные результаты должны отражать не только ближайшую, но и более отдаленную перспективу реализации содержания по всем образовательным областям. Проводится мониторинг на конец учебного года для выявления динамики развития. На итоговом консилиуме оценивается результат совместной работы всех участников образовательного процесса, и определяются дальнейшие перспективы работы с детьми, продолжающими образование в дошкольном учреждении.
Методы и приемы, используемые тьютором в работе с детьми с ОВЗ
Основной формой образовательной (развивающей) деятельности с детьми с ОВЗ выступают индивидуальные занятия (чем тяжелее нарушение развития, тем актуальнее эта форма организации занятий, с использованием как общих технологий дошкольного образования, так и специальных методов и приёмов, например:
Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру
Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - игра, помощь других детей в освоении КГН, посильная помощь.
Дидактические игры
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом.
«Рука в руке» – эффективен на начальных этапах обучения, при изучении нового материала, на занятиях по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, физкультуре.
Использование картинного материала для смены видов деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и память, активизации словарного запаса.
Речевые интонационные приемы
Сказкотерапия – даёт потенциальную возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности.
* Компьютерные технологии – дают возможность вовлечь в образовательную (развивающую) деятельность неговорящих, не идущих на контакт, детей.
Здоровьесберегающие технологии - дают возможность снять мышечный тонус, эмоциональное и психическое напряжение (динамические и музыкальные паузы, физ. минутки, приёмы релаксации и психогимнастики).
Нетрадиционные методы и приемы (арт-технологии) - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
Взаимодействие с родителями
Основная задача тьютора : донести до родителей идею о том, что только в команде можно добиться желаемого результата.
Поэтому, тьютор :
устанавливает контакт с родителями, определяет задачи, составляет план совместной работы
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей;
оказывает эмоциональную поддержку;
содействует родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
привлекает к участию в мероприятиях, акциях, развлечениях в ДОУ
проводит совместный анализ промежуточных результатов, разрабатывает дальнейшие этапы работы;