Ошарина Ольга
Организация трудовой деятельности младших дошкольников в уголке природы
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Разнооб-разный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к при-роде, бережное отношение к ней.
Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.
Публикация «Организация трудовой деятельности младших дошкольников в уголке природы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Организованная деятельность детей в уголке природы позволяет ре-ализовывать ряд задач экологического воспитания.
Задачи организации уголка природы :
• формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в при-роде;
• создать представления о том, что для роста живых организмов необходимы определённые факторы;
• совершенствование эмоционально-волевой сферы ребят;
• воспитание чуткости, отзывчивости в процессе игры;
• практическое закрепление полученных из книг, в процессе слушания, рассматривания картинок — знаний, умений и навыков через художественно-творческую деятельность (созда-ние поделок, рисунков).
Исходя из задач создания уголка природы, содействующего эколо-гическому воспитанию малышей, он предназначен для:
• дидактических игр, через которые дети получают знания о природе;
• трудовой деятельности, прививающей ответственное отношение к миру вокруг.
В процессе труда в уголке природы у детей формируются знания:
1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребно-сти, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные измене-ния,
2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).
Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – осно-ва для воспитания в дальнейшем трудиться, устойчивого интереса к труду.
Труд в уголке природы способствует развитию у детей:
наблюдательности;
любознательности;
пытливости;
вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.
В процессе труда формируются :
практические навыки ухода за растениями;
развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, под-бирать материалы и инструменты;
намечать последовательность операций, распределять их по вре-мени и между участниками труда;
оценивать результаты и т. д.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. Продолжи-тельность труда зависит от его характера и возраста детей.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой це-лью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды).
Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не иг-рушечный, а настоящий.
Труд детей в природе организуют в форме :
• индивидуальных поручений;
• коллективного труда.
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных груп-пах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где тру-довая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтроли-ровать выполнение, трудовых операций, оценить деятельность, учесть ин-дивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд в природе дает возможность формировать тру-довые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объ-единяет ребят, формирует умения договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу.
По своей структуре коллективный труд может быть организован как : общий или совместный.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего кол-лектива детей (например, посадка лука, крупных цветочных семян), а так же возможен труд подгруппами.
Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе воспита-тель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют тру-довой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развити-ем у детей произвольного внимания, памяти.
В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одно-временно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспита-теля к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей, с новыми трудовыми операциями, например, со способом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельны-ми в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым.
При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа.
Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делит-ся на логические этапы (положить семена, засыпать землей, полить). Вос-питатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напо-минает о последовательности действий, способах использования оборудо-вания, использует показ, пример других детей при оказании помощи от-дельным детям.
Меняется, и характер оценки труда.
Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оцени-вается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они име-ются.
Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.