Екатерина Рыкова
Организация труда детей старших групп
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации Частота проведения Число участников Примерная продолжительность
Индивидуальные поручения ежедневно по усмотрению воспитателя 20 минут
Общие поручения ежедневно
не менее двух от 2-3 до 5-6 детей 20-35 минут
Дежурства
а) по столовой ежедневно два ребенка 20 минут
б) по подготовке к занятиям ежедневно два ребенка 10-15 минут
в) по уголку природы ежедневно два ребенка 15-20 минут
Труд всей группы один раз в неделю вся группа до 30 минут
Публикация «Организация труда детей старших групп» размещена в разделах
Во время проведения сезонных работ число дежурных может быть увеличено, например, весной возникает необходимость посевов и посадок на огороде. В этом случае можно увеличивать число дежурных или организовывать общие поручения.
Рассмотрим эту таблицу с точки зрения участия в труде одного ребенка в течение недели. Допустим, ребенок один раз выполняет индивидуальное поручение, один раз участвует в общем поручении вместе с 2-3 сверстниками, один раз трудится вместе со всей группой. Представляется, что такое участие в труде можно назвать систематическим и не создающим преград для организации самостоятельной деятельности по интересам.
Учет нагрузки на ребенка.
Труд детей в детском саду ни в коей мере не заменяет труд взрослых. Так, дети расчищают дорожки от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т. п. Это же выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Но дети выполняют эту работу только в той мере, которая им посильна. Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дошкольники, фактически незначителен, и потому он оценивает результаты труда детей по их отношению к работе.
В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, так как любая работа всегда сопряжена с приложением усилий. Формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если дошкольник испытывает физическую нагрузку. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным заданием, не испытывает трудового усилия, привыкает трудиться без должного напряжения. И когда появляется необходимость выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и оставляет работу незаконченной, потеряв интерес.
Вместе с тем нельзя допускать и перегрузки: она вызывает у детей не только переутомление, что, конечно, недопустимо, но и отрицательное отношение к труду. Следовательно, распределение нагрузки в труде непосредственно связано с воспитанием положительного отношения к деятельности. Выполняя задание и затрачивая необходимые усилия, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз, встретившись с трудностями, не пасовать перед ними, быть уверенным в своих возможностях, достигать результата.
Организуя труд детей, воспитатель обращает внимание на их физическое и эмоциональное состояние, особенно в тех видах работы, где требуется нагрузка. Не следует полагаться на детей, считая, что, если ребенок устал, он просто прекратит работу: большая увлеченность работой, стремление получить более ощутимый результат часто приводит к переутомлению ребенка, которое может быть вызвано и темпом деятельности: в период овладения навыком, некоторые дети начинают работать так энергично, что вскоре у них появляются внешние признаки утомления: краснеет лицо, учащается дыхание. В таких случаях ребенку следует предложить работу, связанную с меньшим приложение физических сил.
Есть виды работ, которые не связаны с физическим напряжением, но вызывают утомление в силу своей монотонности, однообразия. Это следует учитывать при организации детской трудовой деятельности и чередовать различные по уровню физической нагрузки и монотонности виды деятельности.
С точки зрения В. И. Турченко, важнейшими условиями для осуществления трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении являются:
- создание среды;
- выбор и использование технологии приобщения детей к труду