Анастасия Черноплечая
Организация сюжетно-ролевой игры. Консультация консультация для начинающих педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры дошкольников.
(консультация для начинающих педагогов)
Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Она выступает в культурно-общественной традиции как главный атрибут цивилизованного детства, передающийся из поколения в поколение. «Игра человека социальна по своему происхождению» (Д. Б. Эльконин). Ее возникновение связано с определенными исторически сложившимися условиями жизни ребенка. Если сравнить игры и их содержание двух поколений (например, мамы и дочки, то увидим, что они будут отличаться друг от друга. Разными будут и содержание, и тематика. в современной педагогической теории игра перестает быть стихийно сложившимся образовательным полем, а становиться педагогически целенаправленным формируемым процессом. Первым, кто включил игру в общую педагогическую систему, был Ф. Фребель. А в отечественной педагогике XIX века особое внимание к игре мы находим трудах К. Д. Ушинского. известными учеными исследователями детской игры являются А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджеровская, Р. И. Жуковская, Л. В. Артемова, С. Л. Новоселова, Е. В. Зварыгина, Н. Я. Михайленко. все они едины во мнении – игра важнейший вид деятельности ребенка.
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры, Консультация консультация для начинающих педагогов» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра постоянно изменяется, поэтому достаточно сложно выделить классификационные признаки, но можно назвать четыре основные, присущие большинству игр:
1. Это свободно развивающая деятельность
2. Носит творческий импровизированный характер.
3. Сопутствует эмоциональная приподнятость.
4. Наличие прямых или косвенных правил.
Свои классификации сюжетно-ролевых игр представляли Ф. Фребель, К. Гросс, Я. Корчак, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, С. Л. Новоселова.
Сюжтно-ролевая игра включает в себя следующие компоненты:
• Мотив. Основным мотивом в игре становится возможность взаимодействия.
• Тема. Область социальной действительности, которая отражается в игре.
• Сюжет. Задают события, которые в определенной последовательности изображаются в игре.
• Игровое действие. Представляется ребенком в соответствии с замыслом игры в обобщенной или сокращенной форме.
• Игровая роль. Отождествление ребенком себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений с другими действующими лицами.
• Воображаемая ситуация. Проявляется в процессе игры из несовпадения реальных условий с игровым действием. Эта условность принимается всеми участниками игры.
Считаю, что «планирование сюжетно-ролевой игры» звучит немного неправильно. Ее спланировать невозможно. А подготовку к ней спланировать – вполне реальная задача.
Вашему вниманию предлагается планирование подготовительной работы сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра «АЗС».
Цель: воспитание интереса и уважения к труду транспортников.
Задачи:
1. Расширять представления о труде транспортников, об общественно значимости их деятельности, уточнить в игре общественное значение транспорта.
2. Познакомить детей с отражением количественных отношений: разным машинам требуется разное количество бензина, оператор отпускает (Столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству).
3. Помочь детям осмыслить роли оператора, диспетчера, шофера.
4. Закрепить знания правил дорожного движения.
5. Активизировать детей на создание предметно-развивающей среды.
Предварительная работа:
Для решения задачи №1.
Беседа «Работники общественного транспорта»
Дидактическая игра «Летает, плывет, ездит»
Рассматривание предметных картинок «Транспорт».
Встреча с интересными людьми «Водитель автобуса».
Чтение С. Михалков «Бездельник Светофор».
Аппликация «Моя улица»
Экскурсия к АЗС
Для решения задачи№2
Прямой и обратный счет.
Дидактическая игра «Покажи число»
Для решения задачи №3
Познакомить с ролями оператора, диспетчера и шофера.
Диспетчер Диспетчер гаража выдает водителям путевки, определяет назанчение рейсов
Шофер Отправляется в рейсы, увидев знак АЗС, должен заехать и заправить машину, сказав оператору сколко бензина ему надо. шофер подает оператору карточку с цифрой. Операиор на йиферблатеп бензоколонки он должен передвинуть срелку на необходимую цифру, на кнопку и наполнить бак бензином.
Оператор Спрашивает у шофера, какое количество бензина ему нужно. Следит за правильностью выбора карточки. Предлагает шоферу оплатить стоимотьь бензина.
Организовать ситуацию общения от лица роли.
Для решения задачи №4
Рассматривание дорожных знаков
Экскурсия к проезжей части.
Посмотр обучающих мультфильмов.
Чтение Я. Пишумова «Просто это знак такой», «Красный, желтый, зеленый».
Б. Житков, С. Михалков.
Беседа о правилах дорожного движения.
Рисование и лепка дорожных знаков.
Для решения задачи №5
Изготовление дорожных знаков
Привлечь родителей для изготовления бензоколонок.
Изготовление карточек с цифрами.
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Цель - воспитывать интерес к театру.
Задачи:
1. Расширить представление детей о театре, театральных профессиях.
2. Закрепить знания о правилах поведения в театре и других общественных места.
3. Активизировать детей и родителей на обогащение РППС атрибутами для игры.
Предварительная работа.
Для решения 1 задачи.
• Беседа «Что такое театр?» с музыкальным руководителем.
• Рассказ воспитателя из личного опыта.
• Просмотр фрагментов детских спектаклей.
• Д/игра «Какой это театр?»
• Презентация «Театральные профессии» (режиссер, актер, костюмер, гример, гардеробщик, продавец билетов).
• Д/игра «Кто что делает».
• Упражнение «Рассказ от лица роли».
• Рассматривание книг и иллюстраций по теме.
• Инсценировки русских народных сказок.
• Чтение Маршак С. Я. «12 месяцев», чтение пьес О. Емельяновой, А. Барто «В театре».
Для решения 2 задачи.
• Чтение произведений о правилах поведения в театре: Э. Успенский «Мы идем в театр», Я. Козловский «Ни бельмеса».
• Разыгрывание ситуаций о поведении в театре с дальнейшим обсуждением.
Для решения 3 задачи.
• Изготовление билетов, афиш, масок.
• Привлечь родителей для пополнения атрибутов для игры (костюмы).
Сюрпризные момтенты.
• Открытие нового театра.
• Театр уехал на гастроли, но спектакль должен состояться.
• Конкурс песен и танцев (с участием родителей).
Литература.
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие/ Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2010
2. Михайленко Н, Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. : пособие для воспитателей /Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009
3. Недоспасова В. А. Растем, играя: Ср и стар дошкольный возраст: Пособие для воспитателей. – Просвещение, 2002
4. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры. /Под ред. С. Н. Новоселовой. Издательство ВИРО, 2001