Ольга Павлова
Организация среды как важный фактор развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация среды как важный фактор развития речи детей. Какой дидактический материал Е. И. Тихеева рекомендует использовать в работе с детьми по развитию речи?
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Важнейшее условие развития речи – деятельностный подход к развитию речи ребенка. Основные компоненты речевой деятельности: мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность; цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности; содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка; средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя; результат, в качестве которого выступает речевая форма. В младшем дошкольном возрасте задачей педагога является создание условий для появления и развития самостоятельных попыток у ребенка выступить инициатором общения путем использования ярких звучащих игрушек, специальных приемов – сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа. В среднем дошкольном возрасте создаются ситуации необходимости совместного выполнения поручения, задания, игровые действия «провоцирующие» активную речь детей, принятие ими цели речевой деятельности. Педагог не только поддерживает естественное возрастное любопытство «почемучек», отгадывание описательных загадок о предметах и объектах, окружающих ребенка, создание проблемных ситуаций в процессе бытового общения и обучения, организация элементарной поисковой деятельности детей в центрах активности. Использование проблемных методов, включение элементов поиска и проблемности в организацию развивающего пространства группы. В старшем дошкольном возрасте задачей педагога становится обогащение познавательного, литературного, деятельностного опыта ребенка. Чем больше 1 информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и с взрослыми, тем активнее станет его речь. У детей возникает потребность зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности. Воспитатель может записать на магнитофон, в альбом придуманную им историю, сказку, загадку, считалку. В подготовительной к школе группе важной задачей становится стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности: прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, надо, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете. Необходимо обеспечить постепенный переход от диалогической формы речи к монологической. Основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей – атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игры-фантазирование могут быть сосредоточены в помещении группы в центре художественно – речевого творчества. Хорошо использовать игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Игра «Необыкновенное животное» :путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Можно придумать ему имя, определить место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться, и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может создать и придумать «Друга» для своего животного. Игру «Разрезные картинки» можно использовать при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Необходимо привлекать ребенка к речевому творчеству, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес к речевой деятельности.
Идеи К. Д. Ушинского легли в основу методики развития речи детей, научные основы которой разработала Е. И. Тихеева. Опираясь на принципы дидактики (последовательность, систематичность, учет возрастных особенностей) она впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду. В программе развития речи изложены следующие основные положения:
- развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим);
- развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка;
- развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками;
- большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.
Е. И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и язы- ку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.
Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорным и умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей :
- индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;
- постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;
- развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);
- стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;
- создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);
- планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;
- грамотная, правильная речь воспитателя;
- использование игры как основного средства развития речи;
- поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «не нарушаемой радости»;
- помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.
Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:
- грамотность, соответствие литературным нормам;
- культура речи, вежливость, этика;
- соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;
- соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;
- точность, ясность, простота речи;
- регулирование темпа речи и силы голоса;
- эмоциональность, выразительность речи;
- не допускаются ярко выраженные недостатки речи.
Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.
3. Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, она называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.
Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложили серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т. д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья, которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).
Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей : «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд» [4, с. 58].
Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:
- номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);
- описание предмета;
- сравнение предметов;
- составление и отгадывание загадок о предмете;
- нахождение игрушки по стихотворению;
- составление фраз об игрушках;
- составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.
От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения, речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).
4. Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е. И. Тихеевой. К ним относятся:
- разговор с детьми;
- беседа;
- поручения и задания;
- рассказывание;
- чтение;
- составление письма;
- заучивание стихотворений.
Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)
Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем развивать их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.
Интересен метод «письма», который способствует развитию у детей навыков составления предложений и текста в ситуации письменной речи.
Большое значение в развитии речи детей, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П. П. Ершова, стихи В. А. Жуковского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.
Рекомендации Е. А. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используются по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.