Кузнецова Юлия
Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В модернизации дошкольного образования первостепенность решения задач, направленно на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. ФГОС ставят перед нами задачу воспитания творческой, самостоятельной, инициативной личности, идущей у преодолению трудностей, потребности в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Творчество является деятельностью, свойственной ребенку и считается его универсальной способностью. Эта деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию и изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного.
Труд очень разнообразен детском саду он дает ребенку возможность почувствовать себя мастером,творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду, своими руками ребёнок может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким. Важным условием развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы на занятиях. Обстановка, необычное начало работы, красивые, разнообразные материалы, интересные для детей задания, возможность выбора — вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения и искали новые решения, творческие подходы. Они вызывают у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.
Основная задача по ручному труду :
научить детей с удовольствием мастерить;
работать с любым подручным материалом;
фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
от простого к сложному;
принцип систематичности;
принцип тематических циклов;
индивидуального подхода;
принцип последовательности.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемного изложения;
частично поисковый;
рефлексивные приёмы и методы;
игровой.
Объяснительно-иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки, объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других - на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.
Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.
Методические приемы, применяемые в ручном труде :
обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях показ примеров с подробным объяснением действий. По мере приобретения детьми необходимого навыка ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными материалами и техниками используеться поэтапный показ. Педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, для этого ставит перед детьми задачу: научиться рассматривать поделку, читать чертёж.
Ребенок в процессе труда чувствует себя творцом, художником и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.
Дошкольное творчество уникально по своей природе, и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт – модель, рисунок.