Наталья Курчавова
Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль и место художественного ручного труда в средней группе детского сада» размещена в разделах
Художественный ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Художественный ручной труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др., исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата. (в скобхах не говорить)
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Отдельные элементы художественного ручного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.
Занимаются художественным ручным трудом дети младших и средних групп в утренние и вечерние отрезки времени совместно с воспитателем.
Известно, что в жизнь детей в детском саду включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют ребенку радость. Игра и художественное ручное творчество имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь художественной ручной деятельности с игрой.
Остановимся на сюжетно-ролевой игре. Дети средней группы могут создавать предметы для игры.
(фото-конфеты, бусы, декоративные салфетки, коврики)
Так, для игры в «Дом» дети изготовили конфеты для чаепития из фантиков, для «мамы» – аксессуар к одежде - бусы из бумаги Для кукольной комнаты – декоративно оформленные предметы – салфетки, коврики.
(фото с предметами для Поликлиники)
Для игры в «Поликлинику» дети сами готовили из бумаги тетради – истории болезни, бланки для рецептов. Вырезали из картона градусники и таблетки.
Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключается во взаимосвязи ручного труда и игры-драматизации. Для игр-драматизаций дети могут изготовить сами декорации или их части, детали костюмов, маски.
(фото с ободками)
Так, подгруппа детей подготовила маски для драматизации русской народной сказки «Теремок» (самостоятельно вырезали готовые изображения, использовали дополнительный материал для оформления усов, глаз, ушей, носов, с помощью клея крепили изображения персонажей на ободок).
С большим интересом и удовольствием дети воспринимают предложение воспитателя создать маски для подвижных игр: «Кот и мыши», «Лохматый пес», «Караси и щука» и т. д.
Интересные возможности для установления связи между художественным ручным трудом и игрой содержатся в дидактических играх. Дети средней группы способны изготовить дидактические игры (в аппликации) : домино, лото, парные картинки, разрезные картинки.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого ребенка есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение создать изображения сказочных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя создать общий макет к какому-либо произведению.
(фото – макет)
В совместной деятельности мы с детьми изготовили макет к сказке «Три медведя» (дети – самостоятельно сделали бревна из бумаги, раскрасили втулки для персонажей и дерева)
Интерес педагогов к созданию коллективных панно не случаен: во первых, коллективные работы предусмотрены итоговым мероприятием по теме недели, во вторых детей радует коллективная работа, совместная деятельность по созданию одного общего изображения. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае богат по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных работ создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Создание коллективных изображений организуют в разных возрастных группах детского сада. В младших и средних группах используется наиболее простая форма организации такой деятельности: каждый ребенок вырезает и склеивает какой-то объект (птица, цветок, цыпленок, дом и т. п., а затем из этих изображений составляется коллективное панно. Конечно, вместе с детьми работает воспитатель. Он выполняет ту часть работы, которая не по силам детям. В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, её ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого. Рассмотрим некоторые возможные темы коллективных композиций для средней группы;
«Птицы на ветке» - тема недели «Встречаем птиц»
«Улица города» - тема недели «Мой город»
«Цветы на поляне» - тема недели «Праздник весны и труда» или «Мир природы»
«Осенний ковер» (узор из осенних листьев) – тема недели «Краски осени»
«Веселая карусель» (по мотивам дымковских игрушек) – тема недели «Город мастеров» или «Народная культура и традиции»
«Веселый поезд» (поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком) – тема недели «Транспорт».
(фото с новогодним панно)
В нашей группе созданы индивидуальные и коллективные композиции:
Так, например, в декабре месяце по теме недели «Новогодний калейдоскоп» было изготовлено коллективное панно «Новогоднее».
По теме недели «Здравствуй Зимушка Зима» была изготовлена коллективная работа «Снегири на ветки»
По теме недели «Мир природы» была изготовлена коллективная работа
«Цветы на поляне»
Работы детей можно использовать и для организации выставок детского творчества, для украшения группы к праздникам так дети нашей группы изготовили индивидуальные композиции.
Ежики» (ежик сделан из шишки, - тема недели «Животный мир»
Леопард», леопард сделан из круп (рис и гречка) - тема недели «Животный мир»
«Осенний подсолнух» (узор из осенних листьев) – тема недели «Краски осени»
«Груша» (стружка карандашная) – тема недели
«Быть здоровыми хотим»
(фото елочки, снеговики)
Для украшения группы к Новому году дети изготовили елочки из ватных дисков, снеговиков из втулок. Дети испытали радость от того, что сами украсили свой «дом». Осознать это помогает и оценка воспитателем их вклада в общую работу.
Детские работы, поделки должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. (Уже обговорены варианты подарков или открыток для пап на 23 февраля и мам на 8 марта).
В группе есть очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью, некоторые ребята сильно переживают неудачи. Поэтому целесообразно включать в совместную деятельность слова поддержки, шутку, юмор, сюрпризные моменты. При работе атмосфера должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей.
Таким образом, занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде». Роден