Сазонова Наталья
Организация развивающей среды ДОУ с учетом возрастных и гендерных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды ДОУ с учетом возрастных и гендерных особенностей
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21»
Консультация для педагогов
«Особенности организации
предметно - развивающей среды в ДОУ
с учетом возрастных и гендерных
особенностей»
Сазонова Наталья Александровна
воспитатель гр. №11
Публикация «Организация развивающей среды ДОУ с учетом возрастных и гендерных особенностей» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Оптимальная организация предметно - развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать разные виды активности дошкольников (физической, игровой, познавательной, продуктивной и т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, должна основываться на ряде факторов:
• содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
• ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
• учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
• учитывается возрастная и гендерная адресность оборудования и материалов.
Анализ научно-методической литературы и программно-методического обеспечения по изучаемой теме позволил выявить проблемные стороны организации предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода. Рассмотрим их.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Именно наблюдения, исследования, передовой педагогический опыт по вопросу организации предметно-развивающей среды выявили, что укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания так называемых «девчоночьих» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочитают мальчики.
Так что же такое гендерная социализация?
Гендерная социализация процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола. Одним из наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры является дошкольный период детства (слайд 2).
Развивающая предметно – пространственная среда и игрушки.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников (слайд 3)
Основные ориентиры при организации предметно – развивающей среды, на основе гендерного подхода :
- учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
- учёт этапов развития гендерной идентичности;
- учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков (слайд 4).
1. Учёт гендерного пространства группы.
В организации предметно – развивающей среды проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. в построении пространства и его наполнении содержанием необходимо учитывать соотношение количества мальчиков и девочек.
Материалы и оборудование, которые используют и девочки, и мальчики (общие игрушки, настольно – печатные игры, книги, комплекты предметов – заместителей, должны располагаться в группе по обоюдной договоренности (слайд 5).
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек.
Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги дошкольных образовательных учреждений используют маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате шкафы выкрашены в два цвета – для мальчиков и девочек, также предметные картинки на шкафчиках и кроватях (сказочные персонажи определенного пола, расчески для волос, конверты для формы, стаканчики для ИЗО разных цветов, полотенца и т. д. (слайд 6).
3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки – матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения – и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отраженно в сознании.
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение; они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при это все предоставленное им пространство (слайд 7).
Игрушки
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно - ролевых игр у девочек детализирована с учетом того, что в центе их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия : взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами – заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна (слайд 8).
Содержание развивающей предметно – пространственной среды в младшей группе
«Центр познавательного развития»
Мальчики:
- предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь для мальчиков, игрушки, транспорт, профессии для мальчиков);
- иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании для мальчиков;
- иллюстрации, изображающие деятельность мальчиков, мужчин в различные отрезки времени;
- наборы разрезных и парных картинок для мальчиков;
- наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками для мальчиков;
-набор для забивания: молоточек с втулочками;
- наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках» : инструменты домашнего мастера, водный транспорт. автомобильный транспорт;
- «загадочные» предметы (детский бинокль, диктофон, телефон, часы для мальчиков и т. д.)
- иллюстрации с изображением хозяйственно – бытового труда мужчин дома и в детском саду;
- иллюстрации, изображающие инструменты (пила, топор и т. п.);
- домино с изображением транспорта.
Девочки:
- предметные и сюжетные картинки (одежда, обувь для девочек, игрушки, профессии для девочек);
- иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании для девочек;
иллюстрации, изображающие деятельность девочек, женщин в различные отрезки времени;
- наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками для девочек;
- матрешки трех - четырехместные;
- наборы разрезных и парных картинок для девочек;
- наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками для девочек;
- наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках» : бытовая техника, посуда, мой дом;
- «загадочные» предметы (калейдоскопы, телефоны, часики для девочек, кофемолка, миксер и т. п.);
- иллюстрации с изображением хозяйственно – бытового труда женщин дома и в детском саду;
- иллюстрации, изображающие инструменты (ножницы, иголка и т. п.);
- домино с изображением цветов (слайд 9);
«Центр конструирования»
Мальчики:
- схемы – образцы построек дом, гараж разного уровня сложности;
- автомобили легковые, грузовые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые, паровозы, самолеты, лодки и т. д. ;
- строительные игрушки, сюжетные фигурки для мальчиков к настольному конструктору;
- машины, светофор.
Девочки:
- схемы – образцы домик для куклы, принцессы разного уровня сложности;
- строительные игрушки, сюжетные фигурки для девочек к настольному конструктору;
- игрушки бытовой тематики (слайд 10).
Центр социально – коммуникативного развития.
Мальчики:
- иллюстрации, изображающие мужчин, их действия, в которых проявляется забота о других (детях, женщинах, стариках, животных, растениях);
- иллюстрации с изображением мальчиков и их действий, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым и друг другу;
- фотографии мальчиков группы и их семей;
- система зеркал разной величины и формы;
- кукла – мальчик в рубашке и брюках;
- сюжетные картинки, изображающие «мужские» профессии;
- «Сундучок мастера»;
Девочки:
- иллюстрации, изображающие женщин, их действия, в которых проявляется забота о других (детях, мужчинах, стариках, животных, растениях);
- иллюстрации с изображением девочек и их действий, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым и друг другу;
- фотографии девочек группы и их семей;
- система зеркал разной величины и формы;
- кукла – девочка в платье;
- сюжетные картинки, изображающие «женские» профессии;
- «Сумочка модницы» (слайд 11).
Центр игры.
Мальчики:
- игрушки транспортные (тележки, машинки разного размера и назначения);
- игрушки, изображающие предметы труда для мужчин;
- игрушки – двигатели (тележки, автомобили и пр.);
- большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома и т. д.);
- различные зоны для разнообразных сюжетных игр с соответствующим наполнением: «Гараж» (машины, набор «инструментов», гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг). «Мастерская» (набор игрушечных инструментов);
- заводные игрушки;
Девочки:
- игрушки, изображающие предметы труда женщин, быта;
- куклы, представляющие разные профессии куклы, изображающие представителей разных народов;
- русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные яйца, шары и пр.);
- игрушки – двигатели (коляски);
- различные зоны для разнообразных сюжетных игр с соответствующим наполнением: «Кукольный уголок», «Спальня», «Кухня», «Прачечная», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница»;
- одежда для ряжения, для одевания на себя – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья. фартуки, кофточки, ленты, косынки и т. д. ;
- стойки, плечики для одежды или сундучок, расписанный в народном стиле;
- зеркало в пол или полный рост ребенка;
- Бижутерия из различных, но не опасных для ребенка материалов;
- игрушки – забавы (клюющиеся курочки, танцующая собачка и т. п.);
- мягконабивные игрушки из разных тканей с разными наполнителями (слайд 12).
«Центр изодеятельности» или «Центр художественного – эстетического развития»
Мальчики:
- заготовки для рисования транспорта, предметов, домов;
- фартуки и нарукавники темных цветов либо синих, зеленых оттенков;
- разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов,например, в виде ракеты, альбомы для рисования, либо корзины для хранения альбомов, красок, пластилина соответствующих цветов;
- салфетки, например, - с узорами в клетку и линию.
- раскраски (машины, самолеты, лодочки и т. п., рыцари, солдаты)
Девочки:
- заготовки для рисования цветов, деревьев, предметов, домов;
- фартуки и нарукавники светлых цветов либо красных, розовых, золотистых оттенков;
- разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (например, для мальчиков – в виде цветов, альбомы для рисования, либо корзины для хранения альбомов, красок, пластилина соответствующих цветов; кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;
- салфетки, например, с узорами цветы;
- раскраски (цветы, принцессы, бабочки и т. п (слайд 13)
«Центр театра»
Аксессуары сказочных персонажей разные для девочек и мальчиков.
«Центр книги»
-Детские книги с учётом возраста и гендерной принадлежности детей;
- иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей разного пола;
книжки – раскраски на разные тематику для мальчиков и девочек. (слайд 14).
Средняя группа
В «Центре познавательного развития добавляются макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из материалов разного цвета, прочности, тяжести соответственно мальчикам и девочкам, а также иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники (пылесос, мясорубка, стиральная машинка и т. п.).
В «Центре игры» для мальчиков добавляются следующие зоны: «Моряки» (штурвал, матросские шапочки, бинокли, флажки, «Космонавты» (шлемы, пульты передач). Для девочек «Почта» (посылки, штемпели, печати, письма. открытки, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, бланки) слайд 15.
Появляется «Центр безопасности» в основном интерес к нему проявляют мальчики.
В нем находятся:
- материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры);
- иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий;
- макет проезжей части;
- макет светофора, дорожных знаков;
- образцы, схемы, планы группы, микрорайона.
- иллюстрации, изображающие различные опасные инструменты, орудия труда;
- наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках» : водный, наземный, воздушный транспорт.
Наполнение и содержание всех центров дополняется в соответствии с возрастом (слайд 16).
Старшая, подготовительная группа.
Дидактические, настольно печатные игры, картотеки словесных игр для определения социальной роли, поведения с учетом гендерных особенностей значительно расширяются, как и наполнение всех центров.
Появляется «Центр занимательной математики» или «Игротека».
задания и игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найди путь к домику», «Найди клад по схеме») можно ориентировать на мальчиков и девочек. По такому же принципу возможен подбор игр на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди 5 отличий», «Найди одинаковые предметы», игры на установление последовательности предметов по степени возростания, на поиск недостающего предмета в ряду, на установление часть – целое и др. в соответствии с возрастом.
Развивающие игры : «Логические кубики», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» и т. д. с различными для мальчиков и девочек картинками и схемами (слайд 17).
Еще одно очень важное для гендерного воспитания новшество «Центр патриотического воспитания». Воспитать в мальчиках мужские черты характера: смелость, отвагу, готовность прийти на помощь слабому, стремление защитить свою Родину от врагов в нужную минуту помогут:
- игрушки – оружие;
- иллюстрации и макеты военной техники;
- иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей;
- фуражки летчика, пограничника, ракетчика, шлем танкиста, бескозырка моряка;
- портреты героев ВОВ;
- портреты полководцев А. Невского, А. В. Суворова и т. д. ;
- иллюстрации с изображением родов войск;
- иллюстрации с изображением оружия и доспехов древних воинов;
- иллюстрации сражений (Бородинское сражение. Сталинградская битва и т. д);
- схемы сражений, модели кораблей. созданные с детьми
- репродукции картин для бесед с детьми («Богатыри». «Оборона Севастополя» и др.)
- альбомы для раскрашивания.
Мягкость, женственность, стремление заботиться о близких разовьют в девочках настольно – печатные игры типа «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов, «Народные промыслы» и т. п. Иллюстрации к сказкам народ России, народные игрушки, и конечно же альбомы для раскрашивания с соответствующими изображениями (слайд 18).
В «Центре игры» добавляются следующие зоны:
- «Кафе», «Школа», «Редакция газеты/журнала», «Гипермаркет», «Экскурсионное бюро», которые предлагают широкий спектр для реализации мужских и женских социальных ролей.
В «Центре конструирования» в подготовительной группе появляются следующие инструменты: ножницы, иголка, шило (слайд 19)
Таким образом предметно – развивающая среда грамотно выстроенная с учетом гендерных и возрастных особенностей детей помогает девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивает умение общаться и навыки сотрудничества. Воспитывает в них отличительные черты: женственность, мягкость, доброту, скромность, терпение, аккуратность, стремление к красоте. Мальчиков побуждает к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогает развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей, поощряет независимое, соревновательное и лидерское поведение. Воспитывает смелость, благородство, мужество, силу воли, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола (слайд 20)