Оксана Гуськова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до для обеспечения сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Посмотрите на жизнь вы глазами детей,
Сколько радостей, сколько открытий.
Шаг за шагом
С ребёнком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах, о синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея,
В чистых, юных сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Т. Шикалова
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- повышать профессиональную компетентность воспитателей;
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для обеспечения сенсорного развития» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- совершенствовать теоретическую и практическую подготовку педагогов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;
- формировать умение проектировать и прогнозировать РППС в группах детского сада.
Используемые методы: словесные, практические.
Ход семинара–практикума
I. Приветствие участников семинара-практикума, введение в тему.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.
Насыщенная, безопасная.
Развивает, мотивирует, обновляется.
Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка.
Ведущий. Итак, тема моего выступления «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для обеспечения сенсорного развития».
II. Теоретическо-практическая часть.
Ведущий. По словам профессора Елизаветы Ивановны Тихеевой «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Государственная политика в области дошкольного образования рекомендует:
Указ Президента №240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» создавать условия для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализовать программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В Указе Президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача: «…достижение к 2021 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет».
В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:
- найти свое занятие по душе;
- поверить в свои силы и способности;
- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. В группе для детей раннего возраста особое внимание уделяется сенсорному развитию.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Создание в группе раннего возраста уголка сенсорного развития способствует обогащению сенсорного опыта ребятишек, и помогает осуществлять задачи познавательного развития.
Ведущий. Как же правильно оформить такой уголок?
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. д.).
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при участии всех органов чувств (глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного развития сенсорики необходима тренировка с самого раннего возраста.
Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны, с помощью которых можно сравнивать предметы.
Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
«Деловая игра»
Ведущий. Назовите, какие вы знаете сенсорные эталоны?
Эталоны цвета - семь цветов спектра;
эталоны формы - геометрические фигуры;
эталоны величины - метрическая система мер;
эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т. д.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Для того чтобы ребёнок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир.
Ведущий. Назовите их.
Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
«Педагогический кейс»
Ведущий. Как вы думаете, а почему в детском саду огромное значение придают сенсорному развитию?
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Ведущий. Всё это невозможно сформировать без правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды, частью которой является уголок сенсорного развития.
Такая среда должна быть :
1. Насыщенной и содержательной. Цель - соответствие особенностям детей раннего возраста, создание условий для предметной и игровой деятельности детей с различными материалами.
Разнообразие игр, их удобное размещение, яркие цвета делают уголок привлекательным для детей, способствуют эмоционально-благополучному взаимодействию детей с предметно-пространственным окружением, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Разнообразие оборудования и материалов достигается силами администрации ДОУ, воспитателей и родителей.
Также обращаю ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности сенсорного уголка. Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка.
2. Вариативной. Вариативность развивающей среды уголка достигается периодической сменяемостью игр, использованием более сложных игр для детей, которые уже имеют определённые умения. Например, в играх-шнуровках малыши сначала учатся продевать шнурок в отверстия, затем – пришнуровывать более мелкие детали к крупным. Играя с прищепками, учатся сначала снимать их, а затем уже надевать.
Пополнение сенсорного уголка осуществляется ежемесячно. Появление новых игр и пособий стимулирует познавательную, экспериментальную и игровую деятельность. Такое наполнение может быть не только приобретено, но и изготовлено руками воспитателей и родителей (законных представителей). Размещение сенсорного уголка позволяет менять виды детской деятельности в течение дня, даёт детям возможность свободного выбора деятельности.
Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.
Ведущий. Как это может проявляться:
- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность,
- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению.
3. Полифункциональной и трансформируемой. Полифункциональность и трансформируемость развивающей среды обеспечивается наличием полифункциональных предметов.
Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают детскую инициативу. На усмотрение играющих детей это может быть дом, ракета, бассейн, машина и т. д.
Различные детали мозаик и конструкторов, пирамидок, бросовый материал могут использоваться не только для обогащения сенсорного опыта, экспериментирования, развития мелкой моторики, но и как предметы – заместители в сюжетно-ролевых, дидактических играх и самостоятельной деятельности детей.
Переносная песочница, оборудование для игр с водой и крупой используются в совместной и самостоятельной деятельности детей, для экспериментирования, во время организованной образовательной деятельности.
Ведущий. Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить развивающую предметно-пространственную среду?
4. Доступной. Доступность среды предполагает :
- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.
Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.
5. Безопасной. Безопасность развивающей среды сенсорного уголка подтверждается играми, игрушками, пособиями, имеющими сертификаты качества и соответствующими возрасту, не содержащими мелких деталей. Игры с песком, водой, крупой, экспериментальная деятельность осуществляется детьми только под присмотром воспитателей. Игры, пособия находятся в свободном для детей доступе.
Ведущий. Давайте вспомним:
1. какие факторы развивающей предметно-пространственной среды могут оказать негативное влияние на физическое здоровье детей;
2. какие факторы развивающей предметно-пространственной среды могут оказать негативное влияние на психическое здоровье детей
Что касается психического здоровья, то игрушки не должны:
- провоцировать детей на агрессивные действия;
- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнёры (сверстники, взрослые).
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интерес к вопросам сексуального характера, выходящим за рамки детского возраста.
В заключении хочется отметить, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет следующие функции:
- образовательную,
- развивающую,
- воспитывающую,
- стимулирующую,
- организованную,
- коммуникативную.
И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
При этом ведущая роль в организации развивающей предметно-пространственной среды принадлежит педагогу, ведь как писала Элеонора Павловна Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».
Подводя итог теоретико-практической части можно сказать, что оборудование сенсорного уголка используется для организации совместной деятельности дошкольников раннего возраста с воспитателем, для организации самостоятельной деятельности, а также в работе с родителями: в проведении родительских собраний, мастер-классов с целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей.
Родители принимают участие в пополнении уголка новыми пособиями.
Таким образом, объединяя наши усилия, мы делаем все для того, чтобы наши дети полноценно развивались каждый день.
III.Заключительный этап. Подведение итогов.
Технология «Телеграмма»
Ведущий. Мое выступление подошло к концу. Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Перед вами пустой бланк телеграммы. Заполните его, пожалуйста, опираясь на инструкцию:
-Что вы думаете о прошедшем мероприятии?
- Что было для вас важным?
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
- Что осталось неясным?
- В каком направлении нам стоит продвигаться дальше?
Ведущий. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.