Елена Гуреева
Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовый доклад о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды в средней группе с учётом требований ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного образования.
Аннотация: стендовый доклад о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды в средней группе с учётом требований ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного образования.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе» размещена в разделах
Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования.
Учреждение: Структурное подразделение МБОУ «СОШ № 12» «Детский сад № 65 «Якорёк» г. Северодвиск.
Авторы: Гуреева Елена Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория,Никифорова Яна Александровна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Литература:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. ,1997.
2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004.
3. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1999.
4. ФГОС ДО
Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий [1]. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества» [2]. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
Социально – коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит доброжелательности, культуры общения во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства являются целью социально-коммуникативного развития, которое направлено на:
• присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
• формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает в себя такие направления как, социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности.
Образовательная развивающая среда рассматривается как система целесообразно отобранных и гармонично включённых в пространство жизни детей средств (бытовых, культурных, дидактических, игровых, обеспечивающих успешную реализацию учебно-воспитательных целей дошкольного образования.
Согласно п. 3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребёнка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. [3].
Это место, которое ребёнок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.
Развивающая среда – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. На основе такого подхода дети: получают индивидуальное развитие, активнее включаются в образовательный процесс.
Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, а окружающая обстановка была комфортной, подвижной, доступной, эстетичной. Чтобы каждый ребенок смог найти себя по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Всё это позволяет решать задачи по обеспечению оптимальных условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, возможности саморегуляции, формирования у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды, с учётом требований ФГОС ДО, психологических индивидуальных особенностей детей группы, их предпочтений и потребностей способствует развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это позволит прийти к результату, определённому как целевой ориентир в ФГОС ДО, когда ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.