Карина Плетнева
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей. Что такое «Специальные условия?» Согласно, части 3 статьи 79 Ф З «Об образовании в Р Ф» под специальными условиями для получения образования лиц с ОВЗ принимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, дидактических материалов, пособий, специальных технических средств обучения, предоставление услуг помощника –тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При этом точно так же будут удовлетворяться образовательные потребности других детей, включенных в инклюзивный процесс.
Поэтому мы - воспитатели должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
Для реализации коррекционной работы, с учетом ФГОС ДО, необходимо сконструировать многоуровневую среду, обогатить ее элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей с ОВЗ.
В группе создать условия для совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей их развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей.
Согласно п. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна состоять из (ФГОС ДО) :
• Насыщенность среды
• Трансформируемость пространства
• Полифункциональность материалов
• Вариативность среды
• Доступность среды
• Безопасность предметно-пространственной среды
Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально.
Разделение пространства группы по секторам:
• Активный сектор
• Спокойный сектор
• Рабочий сектор
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья. Рассмотрим их подробней.
В нашем детском саду на сегодняшний день функционирует группа комбинированной направленности «Родничок», в которую входят следующие категории детей ОВЗ :
- воспитанник с нарушением зрения
- дети ТНР (тяжелое нарушение речи)
- воспитанник с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)
- воспитанник с НАДО (нарушением опорно - двигательного аппарата)
- дети с ЗПР.
Помимо этих категорий могут быть в группе дети:
- с нарушением интеллекта
- дети с нарушением слуха
- дети с синдромом Дауна
- дети с множественными расстройствами
Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.
Макросреда представлена :
Физкультурным залом
Музыкальным залом
Кабинетом учителя - дефектолога
Кабинетом педагога - психолога
Кабинетом учителя - логопеда
Микросреда ДОУ представлена средой группового помещения, т. е. группа комбинированной направленности «Родничок».
Среда группы организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Центр труда и самообслуживания
- Центр ПДД
- Центр сюжетно - ролевых игр
- Центр «Моя малая Родина»
Образовательная область «Познание»
- Центр математики и сенсорного развития
- Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
- Центр речевого развития
- Центр книги
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Центр изобразительной деятельности
- Центр конструирования
- Центр музыки
- Центр театра
Образовательная область «Физическая культура»
- Центр физического развития
Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы стараемся выстраивать образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка.
Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, а также:
1. Игрушки для обыгрывания стихов, потешек.
2. Карточки с изображением правильной артикуляции звуков
3. Схемы разбора слова, предложения
4. Иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.
5. Дыхательные тренажеры, картинки для мимической гимнастики.
6. Театр.
РППС для детей с нарушениями зрения
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима среда насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки (сенсорные коробки, шумовые баночки, тактильные мешочки, тактильные карточки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность: демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см.
Материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома)
Предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать.
Наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении.
Посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
РППС для детей с ЗПР
Ведущим при ЗПР является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления.
Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые могут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:
1. Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
2. Схемы и алгоритмы действий
3. Модели последовательности рассказывания, описания
4. Модели сказок
5. Предметы для развития сенсорной сферы : дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие - целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы, «Арифметика» (восприятие количества) и др.
РППС для детей с НОДА
Для детей НОДА наиболее актуальным является направление в котором реализуется достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др.
Для детей с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата нужно создать необходимые условия:
1. Свободное малоизрезанное пространство
2. Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам
3. Разнообразные шнуровки.
4. Рамки Монтессори
5. Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки (мозайки, игры с прищепками, с пуговицами)
6. Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
7. «Дорожка шагов» для правильная постановка стопы, переносное массажные дорожки для профилактики плоскостопия. Роликовые массажеры.
РППС для детей с РАС
Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна для ребенка с РАС, следует провести некоторые изменения в помещениях.
Во-первых, обязательное зонирование групповой комнаты, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности. Наполняемость зон должна соответствовать принципу учета зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны ближайшего развития самого сильного ребенка в группе.
Во-вторых, создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик, где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям. Это пространство должно быть оформлено в спокойных пастельных тонах. Визуальная поддержка создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках. Должен быть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей. Но само наличие игрушки не побуждает ребенка к выполнению действий с ней, педагогу необходимо демонстрировать, как можно использовать ее в игре, в чем состоит ее функциональное назначение.
Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :
Ориентировочные
-фотографии ребенка
-фотографии сотрудников ДОУ
-информационные таблички при входе в помещения ДОУ
-пиктограммы
-цвет (привлекающий ребенка)
Коммуникативные
-таблички с печатным текстом
-коммуникативный альбом
-коммуникативные панно или доска (в группе)
Социально-поведенческие
-иллюстрированные списки правил поведения
-серии картинок с алгоритмом социальных действий
К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.
ВЫВОД
Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.