Алла Яковлева
Организация развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Инновационный характер ФГОС дошкольного образования выражается в таких понятиях, как социализация, индивидуализация развития и поддержки детской инициативы. Эти три стержневые задачи, вокруг решения которых выстраивается содержание современного дошкольного образования [1, с. 4].
Публикация «Организация развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
При организации развивающей игровой среды в нашей группе, куда ходят дети раннего возраста, мы учитывали ФГОС ДО и руководствовались положениями, которые описывают ситуацию развития ребёнка, включающие три группы условий:
– пространственно-временные (игровое пространство, игрушки, мебель,
– социальные (система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
– деятельностные (двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора).
Согласно ФГОС ДО, развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется обучение [1, с. 5]. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм.
В нашей группе созданы условия для развития и обучения детей раннего возраста. При подборе игрушек учитывались педагогическая целесообразность, художественная приемлемость, возрастные интересы детей, гендерная специфика, безопасность, гигиеничность и пр.
Игры и игрушки, имеющиеся в группе в достаточном количестве, дают детям возможность для проявления малой двигательной активности в группе, осуществления предметной и игровой деятельности, развития мелкой моторики на фоне эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Хотя в данной статье мы условно разделили дидактические материалы, используемые в работе с детьми, на отдельные центры, в педагогической практике один и тот же материал мы используем для решения разных образовательных задач, тем самым соблюдая принцип вариативности, интеграции и взаимодополнения.
Большое внимание мы уделяем развитию двигательной активности, поэтому центр двигательной активности мы разделили на две части. В одной части расположены крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, а в другой части имеется «дорожка здоровья», включающая массажные коврики. В центре двигательной активности находятся мячи разных размеров, кегли, гантели, флажки, кольца с разноцветными лентами, обручи. Имеются технические игрушки: поезд, грузовик, самосвал; автомобиль, игрушки-качалки, машины, на которых дети могут кататься самостоятельно.
Характер предметной и игровой среды связан с цветом, формой, величиной, ориентировкой в пространстве и др. Поэтому в группе имеются пирамидки, стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм, большая напольная пирамидка, матрешки, наборы кубиков и объемных тел, игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки и др., наборы объемных вкладышей, мозаики, рамки-вкладыши, пазлы, конструкторы. Для экспериментирования имеется специальный стол с поддоном, плавающие и тонущие предметы, пластические материалы (глина, трубочки для просовывания предметов. Имеющиеся в группе игрушки сделаны из материалов разного качества и разной плотности.
Для создания эмоциональной составляющей взаимодействия со взрослыми и сверстниками имеются игрушки с секретами и сюрпризами, игрушки со световыми эффектами, «волшебный мешочек», мыльные пузыри, заводные игрушки, игрушки-забавы, перчаточные куклы, маски и т. д.
В центре речевого развития имеются наборы предметных и сюжетных картин по разным темам. Для зрительного ориентира в группе сделана «карусель», на которой подвешиваются картинки. Эти картинки один раз в квартал меняются: по сезону и теме (игрушки, транспорт, новогодние украшения и т. д.).
Для того чтобы ребенок мог уединиться, есть в группе кукольный уголок со стационарной и настольной кукольной мебелью, настольными наборами «кухня», игрушками-персонажами, куклами разных размеров в одежде, куклами-голышами, антропоморфными животными и т. д.
Уголок ряженья оформлен в виде избушки, где есть зеркало, сундучок с кукольной одеждой. На плечиках висят разноцветные юбки, жилетки, косынки, рубашки, сумочки.
Для развития слуха детей в музыкальном уголке расположены игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, звуковые книжки, музыкальные игрушки, аудиосредства (магнитофон, аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
Театральный центр представлен наборами кукол, сказочных персонажей, ширмой для кукольных спектаклей, костюмами, масками и др. Имеется магнитная доска, разные виды театра (бибабо, настольный, пальчиковый, аудиосредства.
В группе имеются центр художественного творчества и книжный уголок.
Все перечисленные игры и пособия размещены на полках, которые закреплены на уровне роста детей и доступны в использовании.
Таким образом, при организации развивающей игровой среды на первый план мы ставили задачи психологического, эмоционального благополучия детей, обеспечения возможности общения, совместной деятельности взрослых и детей, двигательной активности. Мы считаем, что развивающая игровая среда в нашей группе соответствует требованиям ФГОС ДО.
***
1. Слепцова, И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования / И. Слепцова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 4-8.