Мишина Елена
Организация работы с семьей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями воспитанников – одно из важных направлений деятельности нашего ДОУ.
Основная цель:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Задачи:
Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи;
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение их педагогической компетентности;
Публикация «Организация работы с семьей (из опыта работы)» размещена в разделах
Организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей (педагогического, психологического, медицинского, правового)
Поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях, создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Достижению цели и решению задач способствуют следующие принципы:
• доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
• открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями, с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готова к открытому диалогу;
• доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
• добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения.
На наш взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.
Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность ДОУ происходит через использование различных форм взаимодействия.
Классификация форм взаимодействия с родителями:
1. Наглядно-информационные
• Информационные стенды;
• Папки-передвижки;
• Буклеты, памятки, брошюры;
• Выставки детских работ;
• Фотовыставки;
• Сайт ДОУ;
• Публичный доклад руководителя;
• Доска объявлений;
• Презентация ДОУ;
• Стенгазеты;
• Групповые интернет-страницы;
2. Развивающее общественное управление
• Родительский комитет
• Инициативная группа (оказание помощи в улучшении предметно-развивающей среды, участие в субботниках)
• Творческая группа (подготовка и участие в праздничных мероприятиях, организация экскурсий).
3. Просветительские
• Беседы, рекомендации;
• Тематические консультации;
• Родительское собрание (семинар-практикум, мастер-класс, демонстрация приемов работы с детьми, деловая игра, викторина).
4. Творческо-продуктивные
• Выставки совместного творчества;
• Участие к конкурсах различной направленности;
• Совместные праздники, досуговые мероприятия;
• Акции;
5. Обратная связь
• Анкетирование;
• Экспресс-опрос;
• Беседа, наблюдение.
Таким образом, данная система работы не только повышает качество взаимодействия с родителями воспитанников, но и обеспечивает оперативное распространение педагогического опыта, помогает активизировать работу по просвещению родителей. В результате организованного социального партнерства между родителями и педагогами достигается единое понимание целей и задач воспитания и обучения здоровых, успешных и счастливых детей.
В работе с родителями мы используем активные формы и методы:
Информационный стенды «Для вас, родители», оформленны в коридоре детского сада, являются связующей нитью взаимного общения между нами и родителями для обеспечения полноценного развития каждого ребенка. С помощью выставленной информации в родительских уголках, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся и другие события в детском саду, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Там же размещены тематические ширмы и папки – передвижки, буклеты, информационные листы: «Речевое развитие детей», «Играем вместе», «Безопасность детей на улице», «Доверительное общение с ребенком», «Что надо делать, когда дети капризничают и упрямятся», «Как отвечать на бесконечное «почему» ребенка», «Правила поведения в природе», «Адаптация к школе» и др.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группах, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний. Основная форма работы с коллективом родителей – групповое родительское собрание. На этих собраниях родители знакомятся с целями и задачами, формами и методами воспитания детей в детском саду и семье. Подводятся итоги работы за определённый период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателями в соответствии с годовым планом работы детского сада.
В течении года были проведены следующие родительские собрания: «Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники», «Мы стали на год старше», «Готовим детей к школе. Что это значит?», «Театр и дети».
За круглым столом с родителями обсудили следующие вопросы: «Проектная деятельность в ДОУ», «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста».
Консультации и беседы с родителями проводятся подгруппами по интересам и индивидуально. Чаще затрагиваются вопросы, касающиеся подготовки детей к школе, развитию учебных способностей и навыков, воспитания культурно-гигиенических навыков, физкультурно-гигиенической работы, профилактики заболеваний и др. Даются словесные рекомендации и наглядно показываются мастер-классы, как поработать над определенными трудностями.
Темы консультаций: «Агрессивный ребенок», «Почему дети бывают упрямыми и капризными?», «Вредные привычки», «Как проводить семейный досуг», «Если ребенок не умеет дружить», «Как с пользой провести лето», «Развиваем речь, играя», «Звуковая культура речи» и др.
В календаре нашего детского сада есть много праздников и родители принимают активное участие в их организации, помогают в изготовлении атрибутов и костюмов. Особенно успешно проходят мероприятия совместно с родителями и детьми. Были проведены совместные досуги и праздники: «День знаний», «Осенний праздник», «День матери», «Скоро новый год!», «Папа и я - спортивная семья»,"День защитника Отечества», «Праздник 8 Марта», «До свидания, детский сад!»,"9 мая -День победы».
Накануне праздников родителям предлагаюся темы для выставки творческих работ. Родители вместе с детьми рисуют, делают поделки и аппликации.
Выставка - очень хорошая форма взаимодействия с родителями, которая помогает привлечь внимание родителей к образовательному процессу. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем. В детском саду были организованы выставки : «Осенние фантазии», «Портрет мамы», «Зимняя сказка», «Мамочка — мой ангел»,"По пожарной тематике», «Победа глазами детей», «Красный,желтый,зеленый», «Елочка – красавица», «Новогодняя игрушка».
Родители и дети охотно принимают участие, проявляя творчество и фантазию. Ребята с удовольствием показывают и с гордостью рассказывают, как они трудились над поделками вместе со своими мамами и папами. Каждый, кто участвовал в выставке, был отмечен грамотами и дипломами.
К родительским собраниям и праздникам готовятся видеофильмы и слайд шоу на различные темы: «Один день в детском саду», «Вот мы выросли большие», отчеты о проведённых мероприятиях, «Моя мамочка», «Мой папа лучше всех», «Далекий космос».
Традицией нашего детского сада стало проведение различных акций. Это экологические акции, такие как: «Елочка – колючая иголочка», «Птицы – наши друзья. Помоги другу!», «Берегите первоцветы», «Посади дерево». А также акции «Добрые дела», когда родители оказывают помощь в благоустройстве территории дошкольного учреждения, проведении ремонтов, изготовлении дидактического материала и оборудования.
Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.
Родители принимают активное участие в проектной деятельности.
В течении года были реализованы проекты: «Знакомимся с театром», «В гостях у сказки», «Далекий космос», «Мамина профессия».
Совместно с Дубравской сельской библиотекой на протяжении нескольких лет реализуется проект «Подружи ребенка с книгой».
Всю информацию о детском саде, о проведенных мероприятиях,акциях, выставках, конкурсах родители могут посмотреть на сайте детского сада или или на групповых страничках в Вайбер.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группах. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями приносит положительные результаты.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило решать,поставленные перед нами задачи.