Попова Яна Александровна
Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на важность и актуальность, работа с семьей в детских, учреждения бессистемна, скудна и однообразна. Хотя именно сотрудничество с родителями позволяет заложить основу развития интереса ребенка к чтению, возродить традиций семейных чтений.
И когда-нибудь он скажет:
Вот я уже дорос до лета,
Я прожил дней - не сосчитать.
Теперь я знаю: счастье - это
Приткнуться к маме и читать!
Михаил Яснов
Публикация «Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения» размещена в разделах
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Сегодня считается важным привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Формы работы с родителями постоянно меняются.
Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа, мама, я – читающая семья».
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного
читателя.
1. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии
всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
1. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
2. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
3. Воспитывать бережное отношение к книге.
В проект включены следующие мероприятия:
- Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку» - совместно с родителями.
- Арт – выставки семейных фотографий:
«Вместе с книгой я расту».
«Моя домашняя библиотека».
- Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».
- Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку.
- Конкурс «Читающая семья»
- Введение традиций группы: «Книжное дерево», «Книга напрокат», «Гость группы», «Книга в гости»
- Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом».
Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»
Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного: задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и. т. д. ,
Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. А поможет нам в этом наше «Книжное дерево».
Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:
- Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми
- Значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения
- Дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге
- Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.
Успешная модель будет тогда, когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети и взрослые любят чтение за ту радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…
В рамках реализации проекта «Папа, Мама, я – читающая семья» мы с детьми предлагаем вам ввести традицию группы: «Книжное дерево».
Наше «книжное» дерево будет обрастать листочками, которые вы будете приносить, прочитав ребёнку книгу. На листочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т. е. высказать своё суждение о книге. Гнаться за количеством письменных отзывов, допускать небрежность в их оформлении (особенно орфографические ошибки) ни в коем случае нельзя!
Мы с вами знаем, что в наше время дети и родители часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации также следует признать: книга - идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, т. к. книга, чтение, а на основе этого – общие интересы способствуют объединению семьи.
Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью.
Увидеть счастливые глаза ребёнка при чтении.
Это чудо – раз!
Вновь вместе вернуться в мир детства.
Это чудо – два!
Путешествовать в таинственный мир творчества писателей.
Это чудо – три!