Елена Кудерова
«Акция — альтернатив, как средство возрождения семейного чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему.
Кризис чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современной России. Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно.
Публикация «„Акция — альтернатив, как средство возрождения семейного чтения“» размещена в разделах
В связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку.
Если вдуматься, увлечение виртуальным миром - компенсация недостатку общения. А ведь чтение вместе - это и есть общение. И достаточно на него 20 минут в день.
Важно понимать смысл семейного чтения - это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.
Для того чтобы возродить традиции семейного чтения, привлечь внимание родителей к данной проблеме в нашем дошкольном учреждении была организована альтернатив – акция «Чтение – дело семейное».
Альтернатив – акция – это комплекс мероприятий, направленный на поддержку семейного чтения, который позволил не только привлечь внимание к проблеме детского чтения, но и сформировать отношение к нему как к радостному занятию, создать атмосферу праздника вокруг книги.
Альтернатив – акция, как и любая форма работы с родителями, имеет свой алгоритм подготовки, создания и проведения.
1. С целью выявления наличия предполагаемой проблемы было проведено анкетирование родителей. В результате опроса было выявлено, что все родители понимают важность развития интереса ребенка к книге, чтению. Однако читают детям ежедневно 65% опрошенных.
2. Для активизации интереса и с целью заинтересовать родителей к поиску решений в группах были размещены ярке, красочные, приковывающие внимание плакаты, призывающие родителей отложить дела, взять в руки книгу и почитать детям.
а лестничных площадках и в холле были размещены лозунги с высказываниями великих педагогов, писателей: «Читайте детям не нотации, а книги» (Г. Остер, «Чтение – это окошко через которое дети познают мир и самого себя» (В. Сухомлинский, «Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» (А. Твардовский).
В родительских уголках был выставлен яркий, броский консультативный материал в виде буклетов, памяток: «Что почитать детям», «Возродим традицию семейного чтения», «Как подобрать книгу ребенку», «10 советов как приучить ребенка к чтению», «Рекомендации по чтению дошкольникам».
3. Среди родителей был проведен конкурс эссе «Читай, мама!»
4. На 4-5 день альтернатив – акции были организованы встречи – практикумы: «Роль потешки в жизни детей раннего возраста, родительские гостиные «Книга в жизни ребенка», КВН для детей и родителей «По дорогам любимых сказок», «По дорогам сказок К. Чуковского», литературное кафе «Мы родом из детства», на которых родители обучались способам конструктивного семейного взаимодействия, приемам работы с книгой.
5. В конце каждого мероприятия родителям было предложено провести вечер за совместным чтением интересной книги, а утром, в «читательском бюллетене» поделиться информацией, какая книга была прочитана.
6. Итогом альтернатив – акции стала организация выставки фотографий «Пойман за чтением!».
Благодаря комплексу воздействий, родители получили опыт альтернативного взаимодействия в семье: совместное семейное чтение, общение, решение познавательных задач и многое другое. В результате проведенной работы альтернатив – акции «Чтение – дело семейное» (согласно «читательским бюллетеням») число родителей, поддерживающих традицию семейного чтения, возросло до 80%.
Хочется верить, что возрождение и дальнейшее развитие совместного чтения станет привычкой и доброй традицией.