Гильфанова Ольга Анатольевна
Организация работы с до школьниками по ранней профориентации по ознакомлению с профессиями железнодорожного транспорта
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с дошкольниками по ранней профориентации по ознакомлению с профессиями железнодорожного транспорта.
Подготовила:
Старший воспитатель
Гильфанова О. А.
Публикация «Организация работы с до школьниками по ранней профориентации по ознакомлению с профессиями железнодорожного транспорта» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Организация работы с дошкольниками по ранней профориентации по ознакомлению с профессиями железнодорожного транспорта.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. И это надо использовать для привития интереса к профессиональной деятельности родителей, углублять имеющиеся знания дошкольников об их труде.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, Каждый ребенок должен знать, где работают его родители, называть их профессию, видеть, что мама или папа любят свою работу и гордятся ею.
Родители наших воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей старшего дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Расположение нашего детского сада находится в непосредственной близости от железной дороги и железнодорожных предприятий города, что активизирует педагогов расширять представления детей об окружающем мире путем ознакомления их с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями. Являясь первой важной ступенью в профориентации дошкольников была разработана «Программа по ранней профориентационной работе с дошкольниками по ознакомлению с профессиями железнодорожного транспорта».
Цель программы: Создание условий для индивидуально – личностного роста ребёнка через систему внедрения профориентационной работы в воспитательный процесс.
Исходя из цели, определились задачи, которые необходимо решить в процессе формирования положительных взаимоотношений:
1. Развитие у детей интереса к железнодорожному транспорту, его истории;
2. Формировать систему знаний детей о видах железнодорожного транспорта.
3. Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний о железной дороге и становлению устойчивого интереса к профессиям железнодорожников.
4. Сохранение семейных традиций в выборе профессий, ведение диалога и сотрудничества педагогов с родителями
5. Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов.
6. Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО “Российские железные дороги”.
7. Воспитание у детей уважения к труду людей железнодорожных профессии.
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности.
Работа по данной программе не может быть успешной без поддержки со стороны родителей и специалистов детского сада. Поэтому, участниками реализации программы по ознакомлению детей с железнодорожными профессиями в первую очередь являются: ребёнок – педагог – родитель. А также взаимодействие с другими субъектами социализации – предприятиями ОАО «РЖД», общественными организациями, образовательными учреждениями.
Для реализации программы работа была спланирована таким образом, чтобы знакомство детей с железнодорожными профессиями, проводились в игровой форме, и были реализованы через различные формы, методы и приемы как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Работу начали с организации и обогащения предметно - развивающей среды как фактора формирования у дошкольников интереса к железнодорожным профессиям. Создали мини-музей железнодорожного транспорта разных периодов развития железной дороги.
В группах оформлены центры: «Юный железнодорожник», в которых разместили макеты железнодорожных станций, вокзалов, железнодорожный транспорт разного периода времени, иллюстрации, иллюстрации современных видов железнодорожного транспорта, рисунки.
В «Книжные центры» подобрали художественные произведения на железнодорожную тему.
В «Игровых центрах», как центрах развития познавательного интереса к железной дороге и железнодорожным профессиям – собрали разнообразные виды игрушек железнодорожного транспорта, конструкторы.
В «Центрах изобразительного творчества» разместили изобразительные средства для рисования, лепки, аппликации на железнодорожную тему, раскраски, бросовый материалы для поделок вагонов, паровозов и т. д.
Подбирался материал по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли иллюстрации, рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности, загадки, дидактические игры «Собери поезд», «Весёлый паровозик», «Кому что нужно для работы», атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Поезд», «Путешествие по железной дороге».
В процессе реализации программы дети посетили памятник «Паровозу ЭУ 712-42», музей локомотивного депо, где ветеран-железнодорожник рассказал детям историю развития железнодорожного транспорта. В музеи дети увидели, как развивалась железная дорога от паровоза к электровозу и скоростному Сапсану. Многие дети увидели на фотографиях размещенных в музеи своих дедов и прадедов. Встречи ребят с представителями локомотивного депо проходили с целью ознакомления с железнодорожным транспортом, его назначением и воспитанием у детей интереса к технике. На целевой прогулки на железнодорожный переход (виадук) ребята наблюдали за прибытием и отбытием поездов. Познакомились с профессией диспетчера, который направлял железнодорожные составы на тот или иной путь. Увидели работу путейцев, которые ремонтировали железнодорожное полотно.
С целью профилактики травматизма, был запланирован ряд мероприятий по проведению детского Месячника «Уступи дорогу поездам!» Благодаря совместной работе педагогов дошкольного учреждения и инспектора линейного отдела, организовали экскурсии на железнодорожный вокзал г. Облучье, где с детьми были проведены познавательные беседы по безопасности на железной дороге. Так же при посещении вокзала ребята познакомились с такими профессиями как дежурный по вокзалу, кассир. На себе проверили что не так просто можно зайти в вокзал. Представитель службы безопасности вокзала рассказала и показала на примере самих детей, как они проводят досмотр посетителей вокзала.
Для закрепления детьми полученных знаний о железнодорожных профессиях мы изготовили дидактическую игру-пазл «Железнодорожные профессии. Кому что нужно». При помощи этой игры дети закрепили знания об орудия труда и инструментах, которые нужны кассиру, машинисту, проводнику, путейцу. С этой игрой дети подготовительной группы стали участниками иммерсивного онлайн-занятия «Путешествие по Дальневосточной железной дороге», прошедшего в рамках дорожного методического объединения инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей частных образовательных учреждений ДВОСТ ж. д. в режиме on-line.
Наши воспитанники посещают железнодорожные организации не только для того чтоб познакомиться с профессиями, но и показывают свои умения и навыки выступая на сцене локомотивного депо. Ребята радовали железнодорожников своими песнями и танцами, поздравляя их с праздниками «День железнодорожника», «День машиниста».
После проведенных наблюдений, экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта ребята закрепляют свои знания в изобразительной деятельности: дети рисуют то, что им больше всего понравилось, лепят, конструируют орудия труда железнодорожников, разнообразные вагончики и поезда; в речевой деятельности: составляют рассказы из опыта: «Мои родители работают на железной дороге», «Как я путешествовал на поезде».
Важное место в организации профориентационной работы с детьми дошкольного возраста занимает взаимодействие с родителями, что позволяет создать необходимые условии для формирования у ребенка опыта знакомства с миром профессий. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители любят свою профессию, успешно трудятся по своей специальности, рассказывают детям о своей работе. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.
Родители принимали активное участие в подборке фотографий, иллюстрирующих их трудовую деятельность, в создании альбома «Мои родители - железнодорожники». Совместно с родителями проводились конкурсы рисунков, поделок «Моя железная дорога», «Оставайся за линией безопасности».
Совместные мероприятия с родителями позволили развить родительскую компетентность по данному вопросу. Родители стали более активно принимать участие в жизни дошкольного образовательного учреждения.
Такие мероприятия, как экскурсии, ознакомительные беседы, посещение музея железной дороги, дали детям элементарные знания, помогли расширить свои познания о работе родителей.
Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых. У детей формируется отношение к профессиональному миру, им представляется возможность использовать свои знания в доступных видах игровой деятельности.
Результат совместной деятельности воспитателей, родителей и детей позволил нам сделать вывод что, кругозор детей расширяется, уровень знаний поднимается на новую ступень. Дети с удовольствием знакомятся с новыми профессиями и применяют полученные знания в игре. У детей появились знания и интерес к железной дороге и железнодорожным профессиям.
Результативность отражается в положительной динамике показателей профессиональной направленности дошкольников, возросшем интересе детей к профессиям железнодорожников. Воспитанники гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.