Любовь Кузнецова
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду «Мастерок» города Абакана организована группа компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает и системный и индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у 15-ти детей, зачисленных в эту группу психолого-медико- педагогической комиссией в 2017 учебном году.
Публикация «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Термином ТНР обозначаются специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний, выявленные у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Специалист «ведет» этих детей, знает специфику имеющихся проблем каждого из них и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения.
Цель работы группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) : комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, установление сотрудничества всех специалистов.
Задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства
Группу компенсирующей направленности посещают дети старшего дошкольного возраста.
Модели взаимосвязи всех специалистов ДОУ
Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения осуществляется под руководством учителя-логопеда, педагогов группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и, медицинского работника.
Учитель-логопед:
Проводит обследование детей, составляет индивидуальные планы развития
Проводит коррекционную работу над звукопроизношением артикуляцией (артикуляционная гимнастика, дыханием, фонематическим восприятием и слухом и т. д
Заполняет речевых карты на каждого ребенка.
Учитель-логопед ежедневно заполняет «Тетрадь взаимодействия», где пишет определённые задания воспитателям, которые нужно выполнить с детьми. Занятия могут носить групповой, подгрупповой или индивидуальный характер.
Учитель-логопед и педагоги группы в начале учебного года обсуждают лексические темы, различные мероприятия, коррекционно-развивающие занятия с детьми, режимные моменты, которые предусмотрены АООП. Совместно разрабатывают комплексно-тематический план занятий, индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка. Подбирают дидактический материал.
К коррекционным задачам педагога группы можно отнести следующее:
• закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
• максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
• автоматизация, дифференциация звуков, систематический контроль за поставленными звуками, и грамматической правильностью речи детей,
• развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
• совершенствование словесно-логического мышления,
• формирование речевого дыхания,
• развитие артикуляционной и мелкой моторики. [2, c. 23]
Педагог-психолог
Осуществляет педагогическую и диагностическую работу с детьми
Проводит коррекционную работу с детьми входящими в группу риска
Составляет коррекционную программу индивидуального развития ребенка
Повышает уровень психологической компетентности педагогов
Музыкальный руководитель
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
Учитывает психологическое, речевое развитие при подборе материала для занятий.
Использует элементы музыкотерапии
Инструктор по физической культуре
Осуществляет укрепление здоровья детей
Совершенствует психомоторные способности дошкольников
Медицинский персонал
Осуществляет лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия
В группе среди детей создана доброжелательная психологическая обстановка, где очень важно сформировать коммуникативные навыки, воспитать духовно-нравственные ценности. Все дети разные, поэтому необходимо помнить и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
Таким образом, система поэтапного воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса а также родителей позволяет направить все виды деятельности на совершенствование речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедической группы. [3, c. 9]
Список источников
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева СПб. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
2. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова Учебно-методическое пособие. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2020.
3. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7лет. В. Ф. Жесткова: Издательство «Учитель», 2016.