Наталья Биянова
Организация работы по толерантному воспитанию в дошкольной образовательной организации в условиях межкультурного взаимодейств
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТОЛЕРАНТНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Концепция развития национального образования гласит : «Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребёнка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению человеческих ценностей». В условиях многонациональности социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности и толерантности. Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого, а также воздержания от причинения вреда. Работа коллектива, направленная на реализацию проекта «Толерантное воспитание дошкольников в условиях межкультурного взаимодействия», ведётся в трёх направлениях. Для каждого направления была разработана модель реализации поставленных задач. Первое направление: — приобщение детей к татарской культуре и обучение языку. Цель направления: ознакомление с татарскими традициями и языком как средством общения. Второе направление работы — ознакомление детей с различными национальными культурами. Цель: ознакомление с русской и удмуртской культурами. Третье направление — воспитание основ толерантности у дошкольников. 405 Цель: содействовать становлению толерантного сознания. Следует отметить, что компоненты каждой из моделей находятся в тесной связи друг с другом, и на основании данных моделей было разработано перспективное планирование: по приобщению детей к национальным культурам (удмуртской, русской, татарской); по ознакомлению дошкольников с родным краем. Для реализации проекта созданы условия для приобщения : к материальной культуре (предметы быта, одежда); к духовной культуре (обычаи, праздники, искусство, язык); к культуре общения (правила общения). Основой для создания этих условий является программа «Двуязычный детский сад» под научной редакцией Л. А. Парамоновой, Е. Ю. Протасовой. Под двуязычием понимается такое владение двумя языками, когда оба они используются говорящим достаточно регулярно, причём в естественном общении. Для самого ребёнка изучение второго языка, если оно происходит не по принуждению, может быть либо приятной игрой, либо средством узнать что-то новое, либо способом общения с интересными ему людьми. Для того чтобы работа была успешной, нами были разработаны мероприятия и использовались разные формы деятельности дошкольников : 1. Праздники и развлечения «Масленица», «Сабантуй» и др. 2. Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основу которых положены национальные сказки; кружок «Колобок». 3. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. 4. Национальные подвижные игры. 5. Игры-занятия, созданные на материалах народных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях. 6. Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. 7. Специальные занятия по обучению татарскому языку «Огород» («Бар матур бакча») и по художественно -эстетическому развитию «Украсим платочки». 8. Экскурсии в этнографическую комнату, с целью приобщения дошкольников к традициям русского, удмуртского и татарского народа. 406 9. Кружковая деятельность: «Изучаем татарский язык», «Волшебный узор», «Волшебная бумага», «Предания старины глубокой». 10. Встречи дошкольников с носителями языка и культуры в рамках традиции «Встреча с интересными людьми». 11. Участие в проведении Дней татарской культуры, а также конкурсах различного уровня. 12. Взаимодействие с социумом : музеи, библиотеки города, Дом дружбы народов (г. Ижевск и г. Глазов). В группах организованы уголки краеведения и оформление пространства групп элементами этнонациональной культуры, в костюмерных — национальные костюмы (татарские, удмуртские, русские, в этнографической комнате собраны экспонаты удмуртского, татарского и русского быта, коллекции музыкальных произведений. Для педагогов — выставка «Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к татарской культуре», консультация «Развитие толерантности детей дошкольного возраста», «Татарский фольклор и подвижные игры детей младшего возраста», семинар-практикум «Традиции нашего народа», Совет педагогов «Работа ДОО по приобщению детей, родителей к татарской культуре». Наши воспитанники и родители — участники творческой гостиной татарских писателей и писателей других национальностей. Педагоги приняли участие в республиканском совещании по развитию татарского языка. На базе детского сада прошёл День открытых дверей для руководителей ДОУ по национальной культуре и городской семинар для старших воспитателей. Сотрудники, воспитанники и родители — постоянные участники Дней татарской культуры в Доме дружбы народов города Глазова. Организуя работу с семьями воспитанников, мы опираемся на партнёрство педагогов и родителей, с этой целью были использованы следующие формы работы : беседы, консультации, родительские собрания, совместные праздники, вечера татарской культуры, выставки, конкурсы. С первого года посещения детского сада дети совместно с родителями оформляют именные фотоальбомы, «Семейная родословная», стенгазеты. Кроме того, проводятся «Вечер татарской культуры», «Вечер удмуртской культуры». Дети участвуют в межрайонных конкурсах «Моя семья — мое богатство». Стали традиционными формулы вежливости, произносимые как на русском, так и на удмуртском, татарском языке. 407 Таким образом, на основе разработанной годами системы осуществляется воспитание в детях нравственности, взаимопонимания, открытости, дружелюбия, что содействует становлению у дошкольников толерантного сознания и поведения.
Публикация «Организация работы по толерантному воспитанию в дошкольной образовательной организации в условиях межкультурного взаимодейств» размещена в разделах
Н. Н. Биянова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28» г. Глазова