Ольга
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях требований ФГОС до
▼ Скачать +Заказ
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях требований ФГОС ДО
В настоящее время, государство, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Публикация «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях требований ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В связи с этим патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС довольно актуально в условиях современности.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать, как систему мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
В соответствии с ФГОС патриотическое воспитание дошкольников подразумевает решение следующих задач:
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию;
формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – все эти качества начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы, так как в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В старшем дошкольном происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Дети данного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы способствовать формированию духовно-нравственных отношений, развитию у дошкольников ценностных ориентаций, чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине? Конечно ответ очевиден - использовать в педагогической работе деятельностный подход.
Для достижения этих целей перед каждым педагогом встают следующие задачи:
- воспитывать чувства любви к родному дому, семье, детскому саду;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- формировать у детей потребность в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
- активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Все это дает основание считать, что нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.
Систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников можно построить, используя следующие формы работы по патриотическому воспитанию :
- организация ОД
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о известных людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кино и видео фильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Свою работу педагоги ДОУ могут выстроить по разделам и тематическим блокам.
Раздел - Ознакомление с предметами ближайшего окружения-
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
Раздел - Ознакомление с явлениями общественной жизни-
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.
Раздел - Ознакомление с природой-
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Система и последовательность работы педагогов отражается в Основной образовательной программе ДОУ и выстраивается следующими Тематическими блоками:
«Я и Родина» Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую каждый педагог ставит перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Липецк— частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Большой Родиной проводим поэтапно, начиная с родного города.
«Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». Важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к родителям, пожилым людям, умение понимать и анализировать, можно провести занятия на темы «Семь - Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
«Культура и традиции» - Знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью можно провести занятия - развлечения «Рождество - колдовство», «Масленица», «Праздник Белого месяца», «Осенины», акцию «Наряди живую елку».
«Этих дней не смолкнет слава» - В этом блоке проводятся занятия, утренники, праздничные концерты, посвященные ветеранам ВОВ и Боевой Славы, солдатам Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят сувениры и праздничные открытки.
«Педагогическое сопровождение семьи» - Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
"Вижу чудное раздолье" Традиционным это может быть в зимнее время забота о птицах участка (во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями, уход за растениями, за цветами.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, в дошкольном возрасте, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и достойным гражданином своей страны.