Анна Акулова
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Слайд 2
Публикация «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ.
Раннее детство — время эффективной установки ценностных ориентиров в жизни. Суть духовно - нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе, дружба. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и его взаимодействие с ребёнком.
Я, как музыкальный руководитель детского сада активно принимаю участие в духовно-нравственном воспитании дошкольников, и, планируя работу можно выделить следующие цели и задачи: Слайд 3
1. Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: Слайд 4
- занятия;
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- тематические праздники, развлечения;
- целевые прогулки, экскурсии.
В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются три направления работы с детьми. Слайд 5
1. Духовно-образовательное. Педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Беседы о Пасхе, был реализован проект в старшей группе, итоговым продуктом была постановка сказки «Маша и медведь», где воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе инсценированных пасхальных историй. Слайд 6.
В старшей группе «Бусинки» был реализован проект «Широкая Масленица», где на занятиях, дети узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, своими руками изготовили куклу-масленички из салфеток, познакомились с русскими народными играми, была организована выставка рисунков. Слайд 7, 8, 9
В подготовительной группе было проведено тематическое занятие «В гостях у самовара». Где дети познакомились с предметом русского быта - самоваром, с историей изготовления первого самовара, была организована выставка рисунков «Наш самовар», и оформлен мини музей. Слайд 10.
2. Культурно-познавательное. (Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).
Слайд 11. В течение года в детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям необходимо подробно разъяснять некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни. – Рождественские колядки, Праздник русской березки.
Слайд 12. Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании. Это праздники День Матери, 8 марта, так же совместно с детьми оформляем стенгазету, выставка рисунков. Слайд 13.
Традицией стало возложение цветов к памятникам, погибшим во время ВОВ Слайд 14, празднование Дня защитника Отечества Слайд 15, День Победы Слайд 16, День Народного единства Слайд 17, посещение краеведческих музеев Слайд18. Совместные мероприятия такого плана помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так же принимаю участие в экскурсиях на стадион Слайд 19, по улицам города, к светофору Слайд 20. Экскурсии внутри детского сада – знакомство с работой педагогического персонала – на прачку, в столовую, с медсестрой Слайд 21.
Таким образом, благодаря культурно-познавательному направлению создаются условия, при которых ребенок до школы получает знания о Боге, мире, человеке при активном и радостном участии самого ребенка.
3. Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность). Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Это направление прослеживается в трудовой деятельности детей на прогулке, небольшой субботник на прогулочном участке Слайд 22, помощь в создание ледяных фигур в зимнее время, воспитанники в зимний период подкармливают птиц Слайд 23, помощь в столовой младшим воспитателям, полив комнатных цветов. Слайд 24.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
Слайд 25. На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту сотворенного Богом мира: цветов, деревьев, птиц, животных.
Слайд 26. Таким образом, формирование христианской картины мира у детей происходит не только в процессе теоретического изучения материала, но главным образом в живой практической деятельности.
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры используются следующие методы:
• общие и групповые родительские собрания; Слайд 27
• консультации;
• дни открытых дверей;
• проведение совместных мероприятий - выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники; Слайд 28.
• анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания; Слайд 29
• индивидуальные консультации специалистов;
• использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• помощь родителей образовательному учреждению -облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы. Слайд 30
Таким образом: Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Педагог ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. Слайд 31
И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
Спасибо за внимание!