Ия Дмитриева
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития «Радуга»
▼ Скачать + Заказать документы
В свете создания единого воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребёнка, большое значение приобретает вопрос пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей, которые порой осуществляют воспитание по-старинке и часто нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и других специалистов. В статье описана система работы по психолого-педагогическому просвещению родителей школы раннего развития «Радуга» Дворца творчества.
Публикация «Организация психолого-педагогического просвещения родителей в школе раннего развития „Радуга“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Психология школьников
- Радуга, радужные идеи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Некоторые, не имея специальных знаний, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, что, в дальнейшем, приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи.
В связи с этим, практика семейного воспитания наряду с разумными методами допускает немало ошибок и вопрос пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей, которые нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и других специалистов приобретает большое значение.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьёй имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребёнка на основе свободы выбора занятий, создания атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
В нашем учреждении в школе раннего развития «Радуга» этот вопрос решается через организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Это предполагает формирование потребности в психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития детей на каждом этапе детства, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности.
Условиями успешной работы по психолого-педагогическому просвещению родителей являются : организация личностно-ориентированной деятельности каждого педагога; творческий характер деятельности, свобода выбора форм, содержания и пр. ; дифференцированный подход и учет возрастных и индивидуальных особенностей членов семьи; профессионализм педагога.
Принципы, на которых базируется работа: умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу; внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям; способность к оказанию психологической поддержки; способность видеть у родителей малейшие достижения и вселять уверенность в успехе; положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой); проявление психолого-педагогического такта и соблюдение морально-этических норм; учёт уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимость сравнения его с другими; уважительное отношение к продуктам детской деятельности.
В работе по психолого-педагогическому просвещению родителей, выделяется несколько видов деятельности: информационно-аналитический (анализ запросов родителей и сравнение их с результатами тестирования детей, сбор данных для составления социального паспорта семьи и др.); познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы); наглядно-информационный (возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т. п.).
Остановлюсь подробнее на этапах работы по психолого-педагогическому просвещению родителей в нашем учреждении : подготовительном, индивидуальном, и групповом.
На подготовительном этапе в начале учебного года первостепенной является задача установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество, вызвать интерес родителей к психологической информации, желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его эмоциональному, творческому и интеллектуальному развитию. Работа начинается с оформления информационного стенда для родителей и ярких, красочных сигнальных консультаций. («Как создать в семье благоприятную атмосферу», «Если ребёнок боится…», и др.) Такие консультации не загружены сложным и слишком объёмным содержанием, так как их цель привлечь внимание, вызвать интерес к психологической информации, показать, что её понимание доступно любому родителю.
На этом уровне незаменимыми являются короткие индивидуальные беседы с родителями, которые возникают, обычно спонтанно, но содержание их всегда имеет психолого-педагогическую направленность. Кроме того, они дают возможность «новеньким» родителям кратко пообщаться с педагогом. Для того, чтобы показать заинтересованность педагога в оказании помощи родителям, оперативно готовим по заявленным темам информационные бюллетени, сигнальные стендовые консультации с небольшим количеством материала, разместив их на информационном стенде. Темы в таких консультациях раскрыты коротко, чтобы стимулировать желание родителей получить полные ответы на свои вопросы в личной беседе.
Следом за этим, у родителей появляется необходимость в индивидуальных консультациях. Таким образом, переходим на следующий этап психолого-педагогического просвещения родителей – индивидуальный. За такими консультациями нередко следует серия занятий с ребёнком. Кстати, во время таких занятий родители тоже не теряют времени зря и учатся общаться с ребёнком по-новому. И, даже если ребёнок захотел заниматься один, без родителей, родители, ожидая его, имеют возможность работать над своей проблемой, знакомясь с рекомендациями на информационном стенде, а также более подробно могут изучить интересующий их вопрос по тематическим папкам, подготовленным заранее на наиболее распространённые темы (агрессивность, замкнутость, гиперактивность, тревожность и т. п.). Этой же цели служит библиотечка для родителей. Кроме того, родители, для индивидуального и семейного пользования, получают с собой памятки из серии «Подсказки для тех, у кого ребёнок…» и буклеты на различные темы.
Прежде чем перейти на следующий этап работы – групповой, проводится тщательный анализ уже состоявшихся индивидуальных запросов родителей с целью определить наиболее популярные из них и выявить общие темы, которые имеет смысл выносить на групповые формы работы.
При организации работы по данной проблеме учитываются несколько факторов, влияющих на выбор форм и методов работы. Во-первых, аудитория родителей, с которыми ведётся работа, крайне разнообразна. Семьи различаются материальным положением и образовательным уровнем, количеством детей, занятостью и объёмом свободного времени и т. д. и т. п. Во-вторых, чаще всего психолого-педагогическая пропаганда ведётся так, что семья является лишь пассивным объектом воздействия, обратная связь не устанавливается и родители лишаются активности и инициативности в этом процессе. В-третьих, по данным исследования Московского института открытого образования 72% взрослых готовы участвовать в процессе психолого-педагогического просвещения при условиях, что: информация будет для них новой и необходимой; излагаться она будет в доступной форме; будет исключено манипулирование и давление на слушателей.
Следовательно, необходимо очень серьезно подходить к выбору и использованию методов и приёмов, позволяющих без манипулирования и давления, с учётом возраста детей, индивидуальных, личностных и возрастных особенностей родителей делиться современными теоретическими и практическими знаниями психолого-педагогической науки.
В связи с этим, используются различные варианты сочетания методов психолого-педагогического просвещения родителей : информационных (информация предлагается в готовом виде); поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы); дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа); взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).
Нами в практике используются следующие формы и приёмы работы по психолого-педагогическому просвещению родителей.
Индивидуальные: консультации устные, письменные, стендовые, на интернет-сайте; памятки с собой для личного и семейного пользования; библиотечка для родителей; постановка проблемного вопроса для решения в семейном кругу; задания на наблюдение за ребёнком и т. п.
Групповые: выступления на родительских собраниях (дают возможность систематически знакомить родителей с психологическими новинками, поднимать общие для всех родителей темы); дискуссии или диспуты (способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребёнком); тематические круглые столы по обмену опытом воспитания детей (вызывают активность, интерес, дают возможность поделиться своим опытом); игры и тренинги (позволяют смоделировать и проконтролировать ситуацию, самостоятельно эвристическим путём получить новые знания); обсуждение и разыгрывание ситуаций (помогает найти оптимальный способ взаимодействия).
Успех перечисленных форм и приёмов обеспечивается соблюдением определё нных условий: тематика составляется по возможности нестандартная, привлекающая, вызывающая интерес; желательно чтобы родители знали тематику последующих встреч и могли внести свои дополнительные вопросы; информационная поддержка обеспечивается достаточным количеством методических разработок; на случай что кто-то из приглашённых родителей не сможет присутствовать на встрече, можно продублировать информацию в письменном виде на стенде; нужно стремиться к тому, чтобы на тематических встречах по особым детским проблемам, решение которых зависит от обоих родителей, присутствовали и папа, и мама.
Проведённый анализ результативности описанной выше работы по организации психолого-педагогического просвещения родителей школы раннего развития «Радуга» показывает: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (они имеют представление о психологическом развитии детей и умеют создать в семье необходимые условия для успешного развития ребёнка); сокращение разницы в уровнях психологических знаний родителей и педагогов, что уменьшает расхождения в их взглядах на развитие, воспитание и обучение детей, позволяет установить единую линию воспитания в семье и учреждении, что, в свою очередь, повышает эффективность всего образовательного процесса; важным результатом является появление осознания необходимости творческой работы над собой по вопросам психологии и педагогики у многих родителей воспитанников школы «Радуга».