Папки-передвижки

Организация психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР


Организация психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе его коррекционно-развивающего обучения. [2]

Термин «психолого-медико-педагогический консилиум» активно вошел в педагогический язык в 2000 году, когда вышло письмо министерства образования РФ, регламентирующее его работу в образовательных учреждениях страны.

Публикация «Организация психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР» размещена в разделах

Таким образом, и спустя 13 лет основным документом, регулирующим работу ПМПк, является письмо Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от 27 марта 2000 года «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения», в котором подробно раскрыты цели, задачи, состав, основная документация, общая структура деятельности консилиума. Кроме того, ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, договором между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника и Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

В нашу образовательную организацию дети приходят из других дошкольных организаций, пройдя, предварительно, обследование в ПМПК района и, имея на руках заключение ПМПК с рекомендациями продолжить дальнейшее образование в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.

Цель деятельности ПМПк - обеспечение комплексного диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. С учетом возможностей образовательной организации, в соответствии с образовательными потребностями каждого ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Для реализации цели мы считаем, что необходимо решение следующих задач:

1. комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии (обследование детей проводят все педагоги образовательной организации – учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели обследуемой группы и медсестра);

2. установление характера и причин выявленных отклонений (органическое поражение, неблагоприятное социальное окружение, перенесенные заболевания и т. п.);

3. выявление актуальных и резервных возможностей ребенка (с целью планирования дальнейшего работы с опорой на сохранные анализаторы);

4. составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

5. организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов;

6. отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

7. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

8. консультирование педагогов и родителей (законных представителей) в решении сложных или конфликтных ситуаций;

9. организация профессионального внутреннего и внешнего взаимодействия: между педагогами образовательной организации, между педагогами образовательной организации и специалистами ПМПК района;

10. содействие в развитии профессиональной среды общения, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Принято выделять следующие функции ПМПк:

• диагностическая

• информационно-аналитическая

организационная

• методическая

консультативная

• функция сопровождения

• просветительская

В своей работе специалисты нашего ПМПк опираются на следующие основные принципы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

• принцип комплексности

• принцип индивидуального подхода

• принцип конфиденциальности

• принцип уважения личности ребёнка

• принцип профессиональной ответственности

• принцип информированного согласия

В «Положении о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума» определяется его примерный состав.

В нашей образовательной организации обязательными участниками ПМПк являются:

• ведущий специалист консилиума

• руководитель образовательной организации (председатель консилиума);

педагог-психолог;

• учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;

• медсестра;

• воспитатель дошкольной образовательной организации, представляющий конкретную обследованную группу на ПМПк.

По мере необходимости в состав ПМПк могут включаться:

• родители (законные представители);

• врачи (педиатр, невропатолог, психиатр и др.).

Документация консилиума включает в себя следующие наименования:

1. Нормативно-правовой блок

• Письмо Министерства образования Российской Федерации № 127/901-6 от 27 марта 2000 года «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)»;

• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации;

• Приказ руководителя образовательной организации о создании (или продолжении функционирования) ПМПк;

• Договор между образовательной организацией и родителями обучающегося образовательной организации об его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении;

• Архив ПМПк, хранящийся в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдаваемый только членам ПМПк.

2. Организационный блок

• Годовой план работы, одним из разделов которого является график заседаний ПМПк;

• Индивидуальные карты развития на каждого обучающегося с заключениями ПМПк;

• Протоколы заседаний ПМПк с решениями.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

• Плановые консилиумы проводятся в соответствии с графиком работы и ориентированы на определение особенностей развития ребенка, специального образовательного маршрута ребёнка и динамики развития ребёнка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу. В нашем детском саду данный вид консилиума проводится не реже, чем один раз три месяца.

• Внеплановые (срочные) консилиумы собираются по запросам специалистов, непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в создавшихся образовательных условиях. Внеплановый консилиум способствует установлению причин возникших проблем; оценке размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определению допустимых нагрузок; направлению на ПМПК района (в случае необходимости).

В работе ПМПк можно выделить несколько этапов:

• 1 этап – подготовительный (сбор информации).

На этом этапе все участники собирают всю необходимую информацию о том или ином ребенке, группе, проводят необходимые обследования, заполняют заключения. Подготовка к консилиуму осуществляется по отдельности всеми участниками (специалистами, педагогами, медсестрой, но диагностические данные вводятся в единую таблицу мониторинга.

По данным обследования каждым педагогом составляется анализ, с указанием достижений детей, очерчивается круг проблем, разрабатываются рекомендации. Анализ подписывается педагогом, составившим его. Если данные анализа представляются в последствие на ПМПК района, то они обязательно заверяются подписью руководителя и печатью учреждения.

Ответственным за подготовку к заседанию ПМПк является ведущий специалист консилиума.

Подготовительный этап позволяет обобщить и проанализировать собранный материал, наметить формы и методы работы.

• 2 этап – проведение заседания ПМПк, на котором обсуждаются результаты обследования, разрабатываются стратегия и рекомендации по психолого-медико-педагогическому сопровождению, оговариваются формы участия каждого специалиста, устанавливаются сроки выполнения той или иной работы, конкретный ответственный и формы контроля, заполняется соответствующая документация.

В протоколе решений ПМПк указывается общая характеристика, краткий вывод по обучающемуся, группе, успешности усвоения программы, наличие тех или иных проблем в развитии, а также предложения по дальнейшему обучению с учетом индивидуальных особенностей (т. е. составление индивидуального образовательного маршрута).

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Выводы и решения по консилиуму должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные заключения могут стать причиной судебного разбирательства между образовательной организацией и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

• неполное или искаженное отражение ситуации развития;

• неграмотное использование специальной терминологии;

• отсутствие анализа и обобщения проблемы;

• излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;

• отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;

• отсутствие или подделка подписей ответственных лиц;

• действие за рамками своей профессиональной компетенции.

По результатам проведения консилиума информация и выводы доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся в индивидуальном общении, доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

• 3 этап – выполнение решений ПМПк и контроль за их исполнением.

Реализация коррекционно-воспитательной работы в нашем детском саду осуществляется всеми специалистами и педагогами с участием медсестры и, при необходимости, привлечением врачей. Контроль за исполнением решений ПМПк берет на себя председатель ПМПк. По материалам консилиума возможно оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по проблемам обучения, воспитания и дальнейшей тактики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, ПМПк позволяет выстроить взаимоотношения всех специалистов и педагогов службы сопровождения на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организовать комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовать профессиональный и личный потенциал всех педагогов.

Публикации по теме:

Функциональная деятельность воспитателя в психолого-медико-педагогическом сопровождении воспитанников с ОВЗ Выступление на республиканском методическом семинаре "Деятельность ПМПк в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного.

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи»Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме "Организация и содержание деятельности службы ранней помощи". Очень интересные лекции с практическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 18:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду компенсирующего вида для детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД