Валентина Отмахова
Функциональная деятельность воспитателя в психолого-медико-педагогическом сопровождении воспитанников с ОВЗ
Выступление на республиканском методическом семинаре "Деятельность ПМПк в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ".
г. Волжск 28.02.2013г.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделено организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей помощи. Несомненно, важная роль в этом процессе отводится воспитателю, который обеспечивает интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями и имеет возможность наблюдать ребёнка ежедневно.
Публикация «Функциональная деятельность воспитателя в психолого-медико-педагогическом сопровождении воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
На первоначальном этапе, когда ребенок поступает в группу, воспитатель помогает ему адаптироваться. В Центр поступают дети, как из семей, так и из учреждений интернатного (закрытого) типа. Те, воспитанием которых занимались в раннем детстве, имеют положительный опыт социальных контактов, они не озлоблены, улыбчивы, открыты для взаимодействия. Их адаптационный период протекает более спокойно и беспроблемно и требует меньшего приложения педагогических усилий. Но есть и такие дети, которые требуют максимум внимания и заботы. Адаптационный период этих детей протекает более сложно, болезненно, они как бы «сжаты в пружину». И здесь задача воспитателя, облегчить процесс адаптации этих детей, помочь им найти себя в новых социальных условиях, преодолеть психологический стресс. При организации взаимодействия с ребенком воспитатель использует индивидуальные формы работы с постепенным включением его в коллективную деятельность. Период адаптации проходит в течение 2 недель. На протяжении всего адаптационного периода воспитатель фиксирует в листе адаптации результаты наблюдений за ребенком и их динамику. Это позволяет увидеть и проанализировать актуальные проблемы, имеющиеся у воспитанника, отследить те индивидуальные особенности характера и уровня развития, опираясь на которые, можно будет построить последующую воспитательную работу.
После успешной адаптации ребенка к изменившимся условиям, становится возможным проведение педагогической диагностики уровня развития по всем разделам образовательной программы, соответствующей условно возрастной норме. Целью мониторинга является определение пути педагогического воздействия на ребенка для обеспечения максимального его развития и коррекции, имеющихся недостатков.
Мониторинг проводится педагогами 3 раза в год: первичный, промежуточный, итоговый. В процессе работы у нас накопился практический опыт по проведению этого этапа сопровождения. Разработана своя методика педагогической диагностики. Она включает в себя отслеживание результатов, полученных на наблюдениях за ребенком в различные периоды его пребывания в Центре, анализируются и результаты продуктивной деятельности, организуемые педагогом. Данные о результатах диагностики воспитатели фиксируют в специальном журнале развития ребенка. На основе полученных данных заполняется педагогическое представление об уровне развития ребенка для психолого-медико-педагогического консилиума. Представления заполняются на каждый консилиум, проводимый по ребенку, пока он находится в стенах нашего учреждения. Цель этой деятельности : отследить реакцию на педагогическое воздействие и предоставить данные ПМП комиссии для точного установления диагноза.
Далее проводится консилиум, в ходе которого воспитатели участвуют в дальнейшем планировании системного педагогического воздействия на ребенка. Итогом ПМП консилиума становится определение маршрута ребенка (На период от 1месяца до 3-х., формы и направления в коррекционной работе с ним. На основании информации о ребенке составляется индивидуальная карта воспитанника, где определены задачи каждого специалиста в системе сопровождения, планируется суммарная нагрузка на ребенка и определяется его ведущий специалист. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи. На протяжении всего сопровождения специалисты учебно-воспитательного отдела и члены комиссии посещают занятия воспитателей с целью отследить познавательную активность и поведение ребенка в привычных для него условиях. К каждому воспитателю приклепленны по 3-4 воспитанника, для которых он является ведущим педагогом, заполняет документацию для консилиумов и проводит индивидуальную коррекционо-развивающую работу с ними в познавательной сфере, коррекционно-развиваюшую работу по формированию базовых навыков и умений, работу по речевому нарушению. Воспитатель имеет связь с родителями (проводит информирование и консультирование, со специалистами, обеспечивает ребенку, имеющему отклонения в развитии, доступной и полезной формы интеграции. Свои наблюдения, динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи ведущий воспитатель фиксирует в дневнике наблюдений воспитанника с целью последующей корректировки образовательного маршрута. В случае выявления или возникновения новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка, ведущий воспитатель является инициатором внепланового консилиума.
В психолого-медико-педагогическом сопровождении воспитанников группы важная роль отводится преемственности воспитателей, работающих на группе. На группе работают 3 воспитателя по скользящему графику, 2 дня через один выходной, поэтому часто не приходится встречаться друг с другом. Для быстрого урегулирования и для решения возникших проблемных ситуации на группе, для более эффективного обмена информацией о воспитанниках ведется «Тетрадь посещаемости и передачи смен».
У нас есть воспитанники с редким сложным диагнозом (аутизм). И когда у педагогов появляются вопросы по их сопровождению, проводится малый педсовет, в состав которого входят педагоги группы, специалисты, работающие с этими детьми, во главе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Центра. Малый педсовет помогает выявить резервные возможности ребенка, предлагает различные модели взаимодействия в каждом отдельном случае, дает рекомендации по оптимизации коррекционно-развивающей работы и рекомендации для воспитателей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении. В процессе сопровождения воспитатели тесно контактируют с медиками. Ежедневно информируют их о состояние здоровья воспитанников. А при необходимости получают консультации и советы по дальнейшему развитию детей с учетом возможностей их здоровья.
По результатам итогового этапа диагностики воспитатели составляют заключительное педагогическое заключение об уровне развития воспитанника. Проводится завершающее заседание консилиума, где обсуждаются выполнение задач, поставленных в начале психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника.