Лучший педагог года

Организация психодиагностической работы в ДОУ

Валерия Селина
Организация психодиагностической работы в ДОУ

Одним из направлений деятельности педагога-психолога является психологическая диагностика. Психологическая диагностика в детском саду позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.

Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д., врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.

Основными задачами диагностики дошкольников являются:

· изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально - волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;

· выявление и определение психологической готовности детей к школе;

· выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;

· выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;

· определение социального статуса ребенка в детском коллективе;

· установление количества и выраженности детских страхов.

Обязательная психодиагностика детей включает

- Наблюдение за детьми в период адаптации к ДОУ

-диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовителной группе

- диагностика воспитанников в рамках ППк

-диагностическое обследование воспитанников с целю выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе, мотивационной сферы.

Психологическая диагностика детей проводится с письменного согласия родителей, либо иного законного представителя (заполняется бланк согласия до проведения обследования).

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Диагностическое обследование детей в ДОУ проводится по запросам родителей (законных представителей, а также педагогов и администрации (включается в процесс консультирования). Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. Дети подготовительной группы обследуются углубленно 2 раза в год (октябрь и апрель).

Психодиагностические методики - это специфические психологические средства.

В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно.

Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов. Используются наблюдения в естественных и экспериментальных условиях.

Направления психологической диагностики

- Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

- Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.

- Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

- Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.

- Диагностика социально-психологического климата коллектива.

- Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.

- Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.

Диагностика адаптации к ДОУ

Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.

- Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. Печора. Назначение: Диагностика уровня нервно-психического развития детей раннего возраста.

Роньжина А. С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».

Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ».

Методика Ватутиной Н. Д. «Определение степени адаптации к ДОУ».

Для диагностики уровня готовности к школьному обучению применяется методика

- Семаго Н. Н., Семаго М. Я «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Она позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовности к школе. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально- коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой

- Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе.

(углублённая диагностика).

Углубленная индивидуальная психолого-педагогическая оценка может определить уровень готовности в целом и сформированность в соответствии с возрастными нормативами отдельных сфер и психических процессов. Для некоторой части детей, не отвечающих требованиям готовности, необходимо углубленное психологическое обследование и последующее комплексное сопровождение в образовательной среде.

Такой двухуровневый подход делает необязательным проведение углубленной диагностики всех детей, поступающих в школу.

Групповая диагностика

Общие правила:

1. Дошкольников можно тестировать в подготовительных группах детского сада.

2. Тестирование дошкольников приводится в группах по 6-10 человек. Продолжительность тестирования может длится от 20-ти до 40-ка минут в зависимости от объема группы и способности детей.

3. Перед началом тестирования детям раздаются специальные бланки, подписанные заранее. Для выполнения работы детям потребуются только ручки.

Индивидуальная диагностика

Общие правила:

1. Тестирования желательно проводить в отдельном кабинете, вызывая детей по очереди. Индивидуальное обследование занимает 10-20 минут (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка).

2. В процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка. В ходе тестирования нельзя поправлять ребенка, просить его подумать еще раз, указывая на ошибки или требовать пояснения. За правильные ответы надо хвалить. Если ребенок ответил неверно, нужно просто перейти к следующему заданию. Разговаривать нужно спокойно и доброжелательно. Не следует торопить ребенка с ответом, если он задумался, следует молча ждать.

3. Инструкции к индивидуальным заданиям должны быть абсолютно одинаковыми для всех детей, варьировать или изменять текст инструкции нельзя. Желательно точно воспроизводить предложенные варианты инструкции.

4. Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема, а не обязательно сразу, Если вы видите, что ребенок перестал реагировать на ваши вопросы, диагностику следует прервать немедленно. Ребенок должен отдохнуть, а к работе можно вернуться позже и не обязательно в этот же день.

-Экспресс диагностика готовности к школе — Вархатова Е. А., Дятко Н. В., Сазонова Е. В.

-Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста (МЭДИС)

-Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

Диагностика познавательных процессов

Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится.

«Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л. Г., Павлова Н. Н.». Для диагностики используются классические методики, которые структурированы по возрастам: 3-4- года (вторая младшая группа, 4-5 лет (средняя группа, 5-6 лет (старшая группа, 6-7- лет (подготовительная к школе группа). Диагностика специалистом проводится индивидуально с каждым ребенком. -

- Руденко Л. Г., Павлова Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

-Руденко Л. Г., Павлова Н. Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.

-Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

-Куражева Н. Ю., Козлова И. А., Тузаева А. С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.

-Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

-Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) (Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)

-Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) (Цель: определение уровня тревожности).

-Тест на выявление детских страхов А. И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» (Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).

-Восьмицветовой тест Люшера (Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).

исследование самооценки).

-Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) (Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).

-Методика исследования детского самосознания (Н. Л. Белопольская) (Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).

Графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» (Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).

-Методика «Волшебная страна чувств» (Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).

-Махортова Г. Х. Проективная методика исследования личности «Расскажи историю». (Цель: исследование личности).

Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости

-Экспресс-анкета «Одарённый ребёнок»

-Методика «Карта способностей»

-Анкета «Определение уровня проявления способностей ребёнка» (Сизанов А. Н.)

-Анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника»

-Анкета «Оценка склонностей ребёнка родителями и воспитателями»

-Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»

-Методика «Дорисовывание фигур»

Диагностика детско-родительских отношений

.Так как работать с ребёнком мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений, поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.

Проективная методика «Рисунок семьи».

Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Узнав, каким ребенок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия.

Правильная диагностика - первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Диагностика должна помогать развитию ребенка, служить задачам индивидуализации его обучения и воспитания.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Организация и планирование работы педагога по внедрению ФГОС Организация и планирование работы педагога –это процесс, который предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация психодиагностической работы в ДОУ
Опубликовано: 28 августа 2024 в 10:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация психодиагностической работы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Селина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.

25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД