Валерия Селина
Организация психодиагностической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений деятельности педагога-психолога является психологическая диагностика. Психологическая диагностика в детском саду позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.
Публикация «Организация психодиагностической работы в ДОУ» размещена в разделах
Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д., врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.
Основными задачами диагностики дошкольников являются:
· изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально - волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;
· выявление и определение психологической готовности детей к школе;
· выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;
· выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;
· определение социального статуса ребенка в детском коллективе;
· установление количества и выраженности детских страхов.
Обязательная психодиагностика детей включает
- Наблюдение за детьми в период адаптации к ДОУ
-диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовителной группе
- диагностика воспитанников в рамках ППк
-диагностическое обследование воспитанников с целю выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе, мотивационной сферы.
Психологическая диагностика детей проводится с письменного согласия родителей, либо иного законного представителя (заполняется бланк согласия до проведения обследования).
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Диагностическое обследование детей в ДОУ проводится по запросам родителей (законных представителей, а также педагогов и администрации (включается в процесс консультирования). Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. Дети подготовительной группы обследуются углубленно 2 раза в год (октябрь и апрель).
Психодиагностические методики - это специфические психологические средства.
В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно.
Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов. Используются наблюдения в естественных и экспериментальных условиях.
Направления психологической диагностики
- Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
- Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.
- Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
- Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.
- Диагностика социально-психологического климата коллектива.
- Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.
- Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.
Диагностика адаптации к ДОУ
Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.
- Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. Печора. Назначение: Диагностика уровня нервно-психического развития детей раннего возраста.
Роньжина А. С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».
Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка у ДОУ».
Методика Ватутиной Н. Д. «Определение степени адаптации к ДОУ».
Для диагностики уровня готовности к школьному обучению применяется методика
- Семаго Н. Н., Семаго М. Я «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
Она позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовности к школе. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально- коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой
- Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе.
(углублённая диагностика).
Углубленная индивидуальная психолого-педагогическая оценка может определить уровень готовности в целом и сформированность в соответствии с возрастными нормативами отдельных сфер и психических процессов. Для некоторой части детей, не отвечающих требованиям готовности, необходимо углубленное психологическое обследование и последующее комплексное сопровождение в образовательной среде.
Такой двухуровневый подход делает необязательным проведение углубленной диагностики всех детей, поступающих в школу.
Групповая диагностика
Общие правила:
1. Дошкольников можно тестировать в подготовительных группах детского сада.
2. Тестирование дошкольников приводится в группах по 6-10 человек. Продолжительность тестирования может длится от 20-ти до 40-ка минут в зависимости от объема группы и способности детей.
3. Перед началом тестирования детям раздаются специальные бланки, подписанные заранее. Для выполнения работы детям потребуются только ручки.
Индивидуальная диагностика
Общие правила:
1. Тестирования желательно проводить в отдельном кабинете, вызывая детей по очереди. Индивидуальное обследование занимает 10-20 минут (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка).
2. В процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка. В ходе тестирования нельзя поправлять ребенка, просить его подумать еще раз, указывая на ошибки или требовать пояснения. За правильные ответы надо хвалить. Если ребенок ответил неверно, нужно просто перейти к следующему заданию. Разговаривать нужно спокойно и доброжелательно. Не следует торопить ребенка с ответом, если он задумался, следует молча ждать.
3. Инструкции к индивидуальным заданиям должны быть абсолютно одинаковыми для всех детей, варьировать или изменять текст инструкции нельзя. Желательно точно воспроизводить предложенные варианты инструкции.
4. Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема, а не обязательно сразу, Если вы видите, что ребенок перестал реагировать на ваши вопросы, диагностику следует прервать немедленно. Ребенок должен отдохнуть, а к работе можно вернуться позже и не обязательно в этот же день.
-Экспресс диагностика готовности к школе — Вархатова Е. А., Дятко Н. В., Сазонова Е. В.
-Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста (МЭДИС)
-Тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
Диагностика познавательных процессов
Сейчас существует много различных диагностических комплектов, где уже подобраны все необходимые методики для диагностики познавательных процессов у детей разных возрастов. Вам остаётся только выбрать, который вам больше нравится.
«Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л. Г., Павлова Н. Н.». Для диагностики используются классические методики, которые структурированы по возрастам: 3-4- года (вторая младшая группа, 4-5 лет (средняя группа, 5-6 лет (старшая группа, 6-7- лет (подготовительная к школе группа). Диагностика специалистом проводится индивидуально с каждым ребенком. -
- Руденко Л. Г., Павлова Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
-Руденко Л. Г., Павлова Н. Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте.
-Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
-Куражева Н. Ю., Козлова И. А., Тузаева А. С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.
-Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей
-Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго) ( Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
-Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) ( Цель: определение уровня тревожности).
-Тест на выявление детских страхов А. И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» ( Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет).
-Восьмицветовой тест Люшера ( Цель: исследование эмоционального состояния ребенка).
исследование самооценки).
-Методика «Паровозик» (С. В. Велиева) ( Цель: определение особенности эмоционального состояния ребёнка).
-Методика исследования детского самосознания (Н. Л. Белопольская) ( Цель: исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста).
Графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» ( Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).
-Методика «Волшебная страна чувств» ( Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка).
-Махортова Г. Х. Проективная методика исследования личности «Расскажи историю». ( Цель: исследование личности).
Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости
-Экспресс-анкета «Одарённый ребёнок»
-Методика «Карта способностей»
-Анкета «Определение уровня проявления способностей ребёнка» (Сизанов А. Н.)
-Анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника»
-Анкета «Оценка склонностей ребёнка родителями и воспитателями»
-Тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена»
-Методика «Дорисовывание фигур»
Диагностика детско-родительских отношений
.Так как работать с ребёнком мы должны в связке со всеми участниками образовательных отношений, поэтому нам очень важно понимать какие отношения складываются у ребёнка в его семье и как это может повлиять на его поведение и развитие.
Проективная методика «Рисунок семьи».
Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Узнав, каким ребенок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия.
Правильная диагностика - первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Диагностика должна помогать развитию ребенка, служить задачам индивидуализации его обучения и воспитания.