Елена Чегодаева
Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
Публикация «Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
В настоящее время экологическая предметно-развивающая среда создана во многих дошкольных учреждениях. Она отличается друг от друга, однако выполняет одну и ту же роль – повышает эффективность экологического образования.
Элементами экологической предметно-развивающей среды являются :
1. Уголок природы.
Является обязательным элементом в каждой возрастной группе и должен соответствовать возрасту.
2. Экологическая комната.
Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания.
3. Зимний сад и живой уголок.
В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.
В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).
4. Лаборатория.
Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе.
5. Музей природы родного края.
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
6. Экологическая тропа.
Интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки включают различные видовые точки и выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи среда должна быть :
1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование
2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды в разных видах детской активности;
4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Безопасной - все элементы среды должны соответствовать требованиям безопасности их использования.
Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого - содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
В заключение хочется сказать слова русского педагога Василия Александровича Сухомлинского
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.