Лучший педагог года

Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»

ирина петрова
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы

«Создание предметно-развивающей среды

для работы по вопросам трудового воспитания»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ.

Публикация «Консультация для педагогов на тему „Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию“» размещена в разделах

В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание. Подчёркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

В статье «Всех начал начало», народный учитель Галина Даниловна пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд».

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.

Трудовое воспитание входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Становится задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых,воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с первой младшей группы.

Важное место в создании условий для труда детей является то, чтобы всё оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид. Работа тяжёлыми, тупыми или плохо прилаженными к рукоятке лопатами, граблями, цапками утомляет детей и отражается на качестве работы.

В младшей группе для поливки растений можно использовать игрушечные лейки и ведёрки. Чтобы воспитатели могли показать детям правильные приёмы работы, нужно иметь огородный инвентарь для взрослых.

Для хранения инвентаря рекомендуется сделать сарай или навес и так расположить там всё, чтобы дети старшего дошкольного возраста могли быстро найти и взять необходимое, а после работы убрать на место. Для дежурства по столовой и для коллективного труда необходимо иметь в группе фартучки, тряпочки, щётки, метёлки, совки, тазики в нужном количестве и хранить всё в специально отведённом месте, доступном детям. Правильное хранение и расположение инвентаря имеет большое значение для воспитания у детей аккуратности и бережного отношения к вещам.

Необходимо для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков иметь хорошо оборудованные в старших и подготовительных группах уголки ручного труда и удобно для детей расположить его. Работа в уголках ручного труда всегда радует ребят своими результатами.

В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые надо решать в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатели должны обеспечить всестороннее развитие детей, помогать им обрести уверенность в своих вилах. Воспитатели должны стараться так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, чтобы он приносил радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Необходимо строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления.

Один из важных методов являются игровые ситуации, игровые приёмы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

Воспитатели в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности должны использовать разнообразный материал: природный, бросовый; материал для развития мелкой моторики рук; различные конструкторы; развивающие, дидактические игры. Воспитатели должны не забывать, что в вопросах трудового воспитания надо привлекать и родителей.

Воспитатели должны обмениваться с родителями рекомендациями, советами, по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду. Привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Организация процесса по созданию условий трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами.

И так, для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста предполагает формирование качеств, благодаря которым ребенок может благополучно наладить отношения со сверстниками, взрослыми, умеет подчинить свое поведение нормам и правилам, принятым в обществе.

В детском дошкольном коллективе можно встретить детей с нарушениями в общении. Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, агрессивность или гиперактивность, являются проблемой и нарушением в социально – личностном развитии и воспитании ребенка. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все они мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

В ФГОС ДО образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлена на социально – личностное развитие дошкольников и представлена следующими задачами :

1. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.

Напомню, что содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:

1. Самообслуживание. Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Навык самообслуживания помогает формированию таких качеств, как отзывчивость и взаимопомощь.

2. Привлекая детей к хозяйственно-бытовому труду, мы развиваем умение постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке : протирать игрушки и пособия, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

Умение детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. Умение самостоятельно убирать постель после сна.

Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.

Умение самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

3. Организация труда в природе воспитывает любовь к растениям и животным. Учит самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Осенью необходимо привлекать детей к сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы, сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам.

Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады.

Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб.

4. Приобщение к ручному труду развивает у детей созидательное отношение к окружающему. Приучает использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.

Формирует у детей умение самостоятельно делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, украшения на елку, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей.

Необходимо привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности, в ремонте книг, настольно-печатных игр.

Учить экономно и рационально расходовать материал.

Организуя трудовую деятельность ребенка в форме:

1. Поручения (используется во всех возрастных группах) педагог обучает дошкольника трудовым навыкам, приучает к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);

2. Дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;

3. При организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.

Развивающий компонент трудового воспитания будет заключаться в усложнении содержания трудовых заданий и поручений, в связи с приобретением практического опыта у дошкольников. А именно, в увеличении объема работы, степени обобщенности в формулировке заданий, степени самостоятельности детей, повышении требований к качеству.

Работа педагога в данном случае осуществляется с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что соответствует сути развивающего обучения.

При формировании среды способствующей выполнению поставленной задачи по социально – личностному развитию детей посредством трудовой деятельности имеет смысл организация «Центра социально-коммуникативного развития». В нем целесообразно размещение дидактических пособий. Например, доступно оборудовать центр «Островом дежурств» на основе принципа настольно – печатной игры, с видами трудовой деятельности, а с помощью еще одного пособия «Куба выбора» можно определять число участников, вид трудовой деятельности, принцип, по которому дети будут объединяться в группы, как будут распределяться виды работы и т. д. Определения вида дежурств и поручений предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.

Так же для обогащения ППРС и в целях формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, применяемых человеком в трудовой деятельности, их роли необходимо разрабатывать и применять тематические альбомы, презентации для детей, дидактические игры.

Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшем дошкольном возрасте. В дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются.

Инвентарь для трудовой деятельности должен быть хорошо подобран, иметь привлекательный внешний вид, позволять ребенку выполнить задание аккуратно, то есть получить результат, который будет располагать его к дальнейшей деятельности, вызывать желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

Интересным для детей будет создание практических ситуаций «Мы самые добрые в детском саду». Где дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.

Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. От эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств во многом зависит устойчивость привычки трудиться, формирование мотива – интереса к данному виду деятельности. Тогда любое действие, даже требующее сравнительно большого напряжения, связанного с преодолением трудностей, будет ребенком охотно выполнятся. Важно также, чтобы сам процесс труда и его результаты сопровождались положительными эмоциями. Например, по отношению к детям выполняющим функции дежурных, педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Хорошую эмоциональную атмосферу создают обсуждение результатов дежурства. В итоге работа дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда.

Положительный эмоциональный настрой поддерживается тем, что педагог привлекает внимание детей к «промежуточным» результатам выполняемой работы, стараясь пробудить любознательность и самостоятельность. Привлечение детей к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в них трудолюбия, без которого труд теряет свое воспитательное, а в дальнейшем и общественное значение.

В процессе обучения трудовой деятельности сам трудовой процесс детям нужно демонстрировать поэтапно. Воспитатель обращает внимание детей на полученный промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного. Тем самым достигается расчлененное восприятие трудового процесса. Полученный результат используется только по назначению. Тогда у ребенка устанавливается связь между результатом, целью и трудовыми действиями работавшего человека.

Наиболее высокой степенью освоения трудовой деятельности является деятельность по собственной инициативе. Дети сами ставят цель, планируют организацию и исполнение работы, достигают результата, оценивают его качества и значимость, а также поведение товарища и свое собственное в трудовом процессе (отношение к труду и к сверстникам).

Для достижения высокого уровня освоения трудовой деятельности детей необходимо научить:

1. Основным компонентам труда. Для этого детей нужно знакомить с трудом взрослых. Где ребята наблюдают за изготовлением различных предметов, их преобразованием.

2. Дети должны знать структуру трудового процесса (цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, запланированный результат). Цель и результат труда для осознания их детьми мотивируются практическими потребностями детей или взрослых;

3. Дети знают правила организации трудового процесса (отбор нужного материала, его удобное расположение, уборка рабочего места по окончании труда).

4. Дети знают, как выбрать материал с определенными свойствами, назначениями результата труда;

5. Дети знают, как предварительно подготовить инструменты, оборудования, выбрать набор орудий с учетом цели труда и особенностей конкретного материала;

Повседневная жизнь детей в детском саду, наполненная трудовой деятельностью требует от них трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу. Таким образом, в процессе организации трудовой деятельности под руководством воспитателя старшие дошкольники овладевают рядом трудовых умений. Организация трудовой деятельности детей не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, его первичной социализации и развития личностных качеств, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, самостоятельность и наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. В трудовой деятельности даже самые неуверенные дети становятся целеустремленными и активными.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ. Дошкольное детство рассматривается как уникальный период развития человека, когда закладывается базис личности, идёт интенсивное физическое и психическое развитие. Инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, обусловливают необходимость замены традиционных ценностей обучения маленького ребёнка на ценности развития его личности. Вместе с этим в условиях гуманизации и демократизации современного образовательного процесса, ориентации его на развитие личности ребёнка появилась возможность свободного выбора средств, методов и приёмов работы с детьми, учёта их индивидуальных, возростных и половых особенностей. «Концепция дошкольного воспитания» подчёркивает, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого, считается её естественным средством развития ребёнка. Психологи тоже подчёркивают, что труд как одна из общечеловеческих ценностей является эффективным средством развития личностного своеобразия ребёнка. Для того, чтобы трудовая деятельность как средство развития ребёнка, его творческих способностей не отходила на второй план, педагоги должны создать такую предметную развивающую среду, которая бы оказывала положительное воздействие на личность ребёнка, удовлетворяла потребность в совместной деятельности и социально-личностном развитии. Какие требования предъявляются к организации предметно развивающей среды?

1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др., их соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.

2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке). Соответствие его возрастным особенностям детей.

3. Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда,эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности и т. д.

4. Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривания, безопасность орудий труда)

5. Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.)

6. Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).

7. Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, столярная мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом поролевой дифферентации и интересов детей.

8. Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород, зимний сад).

9. Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).

10. Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т. д.

11. Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику; к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц, выжигание рисунка на досках и т. д.)

Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о создании в группах речевой развивающей предметно-пространственной средыФотоотчёт о создании в группах речевой развивающей предметно-пространственной среды Речь - это основа человеческого общения. Красивая, правильная, выразительная, обогащённая и развитая речь - украшение современного человека.

Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Консультация для педагогов: «Организация предметно-пространственной среды для реализации театральной-игровой деятельности» Цель: создать условия для повышения уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе создания развивающей предметно – пространственной среды.

Консультация для воспитателей «Организация музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ» МБДОУ №19 Консультация для воспитателей «Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной.

Организация предметно-развивающей средыОрганизация предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-развивающей среды в ДОУ Организация предметно-развивающей среды МБДОУ ЦРР-.с №22 \\\"Жемчужинка\\\". ВОСПИТАТЕЛЬ: Григорьева Юлия Анатольевна Республика Саха Якутия,.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Консультация для педагогов подготовила старший воспитатель: Дубова Т. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Презентация для педагогов на тему «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей» Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Консультация «Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию» Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию. Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 22:43
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»» (включая файлы) размещена пользователем ирина петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД