Елена Евдокимова
Организация проектной деятельности в Доме ребенка
▼ Скачать
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОМЕ РЕБЕНКА :
РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Публикация «Организация проектной деятельности в Доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, непосредственно самочувствия. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных занятий-условия успешного развития детей раннего возраста в Доме ребенка.
Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования как одна из форм поисковой деятельности. ФГОС ставит задачи развития детской инициативы, активности, умения сотрудничать и делать выбор на основе индивидуальных возможностей каждого ребенка. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Активная роль принадлежит взрослому, который определяет проблему на основе своих наблюдений за потребностями и интересами детей. Роль воспитателя - заинтересовать новой полезной деятельностью, стимулировать активность, эмоциональную вовлеченность в развитие игры. Для детей моделируются специальные игровые ситуации, побуждающие к деятельности, создается среда. В ходе экспериментирования выстраивается общение на основе диалога, при необходимости проводится индивидуальная работа по закреплению знаний и способа действий, воспитателем придумываются разные подходы к детям для привлечения к совместной деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. В ходе осуществления проектной деятельности ребенок получает возможность развивать познавательный интерес к различным видам деятельности, быть самостоятельным, выбирать самому содержание своей деятельности.
Проектная деятельность будет способствовать:
- успешной адаптации
-активизации познавательной деятельности детей
-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера
-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.
Выделяются следующие этапы проекта : постановка цели, поиск форм реализации, разработка содержания на основе тематики, организация познавательной, развивающей среды, определение поисковой и практической деятельности, организация совместной деятельности.
Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего возраста ставит следующие задачи: создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому выбор темы проекта осуществляю сама, основываясь на интересах детей. Вопрос организации предметно-развивающей среды в Доме ребенка на сегодняшний день стоит особо актуально.
Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в состоянии исследования различных возможностей, связанных с выполнением поставленной задачи. Это изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста. А самое главное, проективная деятельность обеспечивает смену стиля общения взрослого с ребенком (равноправие в образовательном процессе); основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность, способствует повышению самооценки, что чрезвычайно важно, когда ребенок растет в условиях недостатка внимания в Доме ребенка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: проектный метод, как никакой другой, способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерного для раннего периода жизни и зоны его ближайшего развития.