Валерия Ивановна Романова
Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Романова Валерия Ивановна
студентка 3 курса группы З-БДО-20 с ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Яковлева Саргылана Степановна
старший преподаватель кафедры ДО ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ
Темочки:
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности как условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Определена методика изучения и проведена диагностика развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Проведено экспериментальное исследование по изучаемой проблеме.
Ключевые слова: познавательное развитие, познавательная активность, дети старшего дошкольного возраста, проектная деятельность
Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, что предполагает, в том числе, организация его познавательной активности.
Новые требования к воспитанию подрастающего поколения предъявляет необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.
Поэтому «Профессиональный стандарт» педагогических работников (п. п. 3.2.1.) требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций, связанных с умением
и способностью организовывать различные виды деятельности, в том числе и познавательную [9].
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста мы понимаем активность, которая проявляется в процессе познания и выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания» [7, с. 124].
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, которые отражаются в энергетическом и содержательном показателях. В энергетическом показателе характеризуется заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании, а в содержательном показателе - результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
Основной целью развития познавательной активности старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе [7, с. 125].
По определению психологов, познавательная активность - это комплекс умений, определяющий готовность к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности в старшем дошкольном детстве разработаны Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожцем, Б. П. Никитиным, А. И. Савенковым и др. психологами. Авторы подчеркивали, что, развивая данные умения детей, педагог параллельно решает многие проблемы, связанные с подготовкой к обучению в школе (отношение в будущем к учебной деятельности, способность к саморегуляции поведения, волевых усилий для выполнения поставленных познавательных задач и др.).
Старший дошкольный возраст – период активного развития познавательных умений детей дошкольного возраста. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому [4, с. 29]. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольного образования является эффективное развитие познавательной активности у старших дошкольников.
А. И. Абдрахманова подчеркивает, что «развитие познавательной активности у детей является важным этапом формирования их личности. Активная жизненная позиция является необходимым условием для развития умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности» [2, с. 39]. Увлечение и интерес к изучению новых вещей в детстве предоставляют множество возможностей в будущем. Дети развивают свою инициативность, осваивая исследование объектов и бесед, самостоятельный поиск ответов и проверки своих гипотез. Наблюдая за определенными действиями, ребенок неосознанно анализирует их компоненты и пробует использовать это в других условиях.
Е. Н. Юркова определяет «познавательную активность» как качество личности дошкольника, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [10, c. 29].
Важный показатель познавательной активности старших дошкольников – любознательность. Внешне она проявляется в следующем:
- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации [4, с. 30].
По П. Я. Гальперину «старший дошкольный возраст является периодом становления основ познавательной активности. В связи с этим, задачи планомерного ее развития решаются как постоянное целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля. Интеллектуальное умение логического мышления характеризуется различными качественными проявлениями. К ним относятся: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания в мыслительной работе» [6, с. 43].
Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез. Они взаимосвязаны, осуществляются в единстве, находя сходства и различия отдельных объектов.
Ж. Пиаже под познавательной активностью понимает «самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях» [8, с. 81].
В то же время, опыт показывает, что старший дошкольник способен проявлять творчество и в проектной деятельности – совместных познавательных действиях детей и взрослых. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) [1, с 19]. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и психологи-педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Метод перспективен, он даёт возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, формирует самостоятельность, целеустремлённость, коммуникативность, способствует развитию общих речевых навыков.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Таким образом, трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для развития познавательной активности детей эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Поэтому есть необходимость обоснования психолого-педагогических условий в данном направлении с применением проектной деятельности. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.
Считаем, что организация проектной деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:
- организовать образовательный процесс с учетом общедидактических принципов : систематичности, последовательности, целесообразности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения;
- создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО, способствующую самостоятельной познавательной деятельности детей;
- включать семью как партнера и активного субъекта в образовательную среду ДОО.
Наше экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Нижне-Бестяхский детский сад «Солнышко» пгт. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия, где приняли участие 20 детей старшей группы (экспер имен тальн ая и кон тр ольн ая гр уппы).
Для пр оведен ия диагн остики, с целью выявлен ия базовых ур овн ей развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, н ами были использован ы следующие методики: «Древо желаний» (В. С. Юркевич) [3]; изучение познавательной активности детей в сфере математических знаний и умений Е. О. Брежневой [3]; тест Л. А. Венгера «Перцептивное моделирование» [5].
В целом, итоги констатирующего эксперимента подтвердили соответствие уровней развития познавательной активности старших дошкольников обеих групп их возрастным особенностям. Но такие показатели познавательной активности недостаточны для планомерного развития их интеллектуальных умений. Отсутствие у детей активного мыслительного опыта приводит к стереотипам мышления, возникающего в результате постоянно повторяющихся воздействий, обычно используемых на занятиях. Дети с низким уровнем не выражали инициативу и самостоятельность; в процессе выполнения задания не сформулировали вопросы познавательного характера; не могли самостоятельно справиться с заданиями. Им необходима была помощь взрослого или вообще не были заинтересованы в их выполнении. Поэтому возникла необходимость в подборе специальной методики развития познавательной активности у старших дошкольников.
Считаем, что проектная деятельность даст ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательные, творческие способности и коммуникативные навыки. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей при презентации проекта. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, что сближает позицию детского сада и семьи.
Мы составили систему занятий, направленную на развитие познавательной активности старших дошкольников.
В практике работы использовали следующие виды проектов :
- информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
- исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет;
- творческие проекты в детском саду.
Ра бота над проектом начиналась с использования модели «трех вопросов» и «мыслительных ка рт». Задавали детям три вопроса : «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как буде м узнавать?». Совместно с детьми записывали (зарисовывали) ответы на ватмане, чтобы они могли их видеть.
Содержание проекта фиксировали по следующей схеме:
1. Название проекта.
2. Введение (назначение, разработчики).
3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом.
4. Цель и задачи проекта.
5. Система проектных мероприятий.
6. Ресурсное обеспечение.
7. Механизм реализации.
Для реализации поставленных целей и задач, нами была обновлена
и расширена развивающая предметно-пространственная среда группы, способствующая самостоятельной познавательной деятельности детей. Она согласно требованиям ФГОС ДО была содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды периодически обогащается с ориентацией на поддержание познавательного интереса ребенка. Так в группе был создан Центр «Билии-коруу аартыга» («Тропа к познанию»).
Имеются необходимые игры, материалы, атрибуты, соответствующей программе и возрастным особенностям детей. В Центре находятся пособия и игры: «Дьыл кэмнэрэ» («Времена года», пособие «Билии-корyy холбуйата» («Сундук знаний», лото «Мин Саха о5отобун» («Я ребенок – Саха», дидактические игры «Аптаах м чч к» («Волшебный мешочек») и т. д.
Для стимулирования потребности в познании и расширения знаний
об окружающем мире периодически нами вносятся детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, алгоритмы, схемы. Например, детская иллюстрированная энциклопедия «Животные Якутии», которой представлена информация об основных представителях животного мира Якутии: насекомых (бабочки и жуки, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих; детская энциклопедия «Аан дойду харамайдара. Бил-к р!» («Животные планеты. Знай-смотри!», «О о энциклопедията» («Детская энциклопедия») и др. Все это находится в свободном доступе для каждого ребенка.
Для развития логического и пространственного мышления, тренировки произвольности психических процессов детей в Центре в соответствии с изучаемой темой размещаем пазлы и головоломки: «Суоттуу уорэн» («Научись считать», «Сыыппаралар» («Цифры»). Дидактические игры : «О5олорго бириэмэ туhунан» («Детям о времени», «Барытын кээмэйдиэххэ» («Измерим всё и вся»). Дети с интересом занимаются развивающими играми на основе Блоков Дьенеша и схем к ним, счётных палочек и схем к ним, коллекции конструкторов Лего и др.
Материально-технические условия соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам.
За время проведенной работы на ми было создано и реализовано несколько проектов : «Удивительные свойства воды», «Кра ски осе ни», «Животные нашей республики», «Любимые сказки», «Где живут буквы?».
В ходе совместной с родителями деятельности были организованы детско-родительские проекты «Якутские орнаменты», «Наша семья». Такие проекты не только объединяли педагогов родителей и детей, но и развивали детскую любознательность, вызывали интерес к совместной деятельности, воспитывали у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Результат нашей работы порадовал: дети чувствовали себя очень комфортно. Родители отнеслись к работе тоже очень ответственно и были довольны.
Таким образом, проведенная работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности дала свои положительные результаты. В процессе формирующей работы произошла динамика развития познавательной активности. В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем, а количество испытуемых с низким уровнем полностью отсутствовал.
Итак, проанализировав результаты своей педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Считаем, что проектная деятельность доставляет детям удовлетворение. Старшим дошкольникам стало интересно и с увлечением делились своими впечатлениями. Проявляли познавательную активность
с взрослыми и сверстниками, делились с знаниями, задавали вопросы. Стали активнее и с большим интересом стали заниматься на занятиях. Родители, отмечая интерес детей к ДОО, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваться к их советам, активнее участвовать в групповых проектах.
Ссылки на источники
1. Абашина, В. В. Проектная деятельность детей и взрослых : алгоритм планирования и организации / В. В. Абашина, И. Г. Соколова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 3. - 19 c.
2. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - 39 с.
3. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta ( дата обращения: 21.06.2023).