Ирина Баташан
Технология проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Скоро пройдет августовская педагогическая конференция. Возможно мой доклад кому-то поможет в работе над проектной деятельность.
Тема доклада: «Технология проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» (слайд №1)
В новом учебном году детский сад с. Возжаевки предложил родителям (законным представителям) и детям старшего дошкольного возраста вступить в проектно- исследовательскую деятельность с совместной защитой проектов в конце учебного. Вы спросите, почему метод проектов? Потому что это:
Публикация «Технология проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
1. Один из новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников. Где основная цель: повышение активности и педагогической культуры родителей (законных представителей, через приобщение к участию в жизни детского сада. (слайд № 2)
Во – вторых, использование педагогическим коллективом актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ, в процессе которых у всех участников развивается критическое и творческое мышление, все учатся видеть, сформировывать проблему и решать ее, применяя интегрированные качества из разных областей знания, тем самым решая один из основных принципов ФГОС – амплификация, т. е. обогащение за счет максимального полного проживания дошкольного возраста детьми.
В – третьих, в «зоне ближайшего развития» определяем содержание таких задач, которые в начале ребенок решает с помощью взрослого, а после приобретения опыта совместной деятельности, становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Для каждой возрастной категории задачи по исследовательской деятельности определяются согласно возрастной категории. (слайд № 3)
Учтены и другие принципы, которые вы видите на слайде. (слайд № 4)
Существуют несколько типов проектов, которые мы проводим в детском саду совместно с детьми, где родители принимали пассивное участие. Поэтому возник вопрос, как сформировать у родителей (законных представителей) навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. (слайд № 5)
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". (слайд № 6)
Способ разработки проектов заключается в совместной проектной деятельности, от начало и до конца. Перед началом работы над проектом необходимо определить три основных вопроса, или решить «Модель 3-х вопросов»: Что о выбранной проблеме знают участники проекта, что хотим узнать (план, тема проекта, что необходимо сделать, чтобы узнать? (источник новых знаний, ресурсы) (слайд № 7)
Результаты выполненных проектов, над которыми работает педагог, родители (законные представители) и дети, должны быть «осязаемы»:
- если теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте;
- практическая проблема – конкретный продукт, готовый к потреблению. (слайд № 8)
В ходе проекта должна четко прослеживаться взаимосвязь всех его компонентов: цель, задачи, этапы, итоговый результат. (слайд № 9)
При составлении проекта можно воспользоваться схемой «Проект это шесть -П» – Проблема, Проектирование, Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио. (слайд № 10)
Из общего обсуждения темы и «модели трех вопросов» рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности с учетом требования ФГОС. Составляем «системную паутинку» проекта, в которой определяем не только направления деятельности, но и отражаем все интегративные области. (слайд № 11)
Для полноты работы над проектом можно выстроить работу по методу «Мыслительных карт» (Тони Бьюзена). Эффективная техника визуализации мышления, где ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Это не традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи, с которым очень хорошо и быстро справляются дети (слайд № 12)
Или метод «Фишбоуна» – рыбья кость (рыбий скелет, Ишикавы).
Метод направлен на развитие критического мышления всех участников в наглядно-содержательной форме. Установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора, развитие навыков работы с информацией и умение ставить и решать проблемы – вот суть данного приема. Данный метод можно предложить составить взрослым, или использовать его на завершающем этапе, для уточнения, корректировки работы. (слайд № 13)
Определяем этапы проектов и распределяем роли каждому участнику на протяжении всего проекта. (слайд № 14-17)
Перед началом работы над проектом необходимо просчитать:
1. Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей, участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.
2. Критерии эффективности: рост посещаемости родителями мероприятий, согласованность действий педагогов и родителей, соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта, заинтересованность родителей, преобразующий характер проекта, положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
3. Продукты проектной деятельности: фото и видео материалы, новые разработки, сценарии мероприятий, анкеты, проектная папка, поднятие имиджа детского сада, получение новых знаний, опыта всеми участниками, повышение педагогической культуры родителей, умение детей презентовать материал, выступать на публике самостоятельно.