Татьяна Саламатова
Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая над темой познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников, я полностью убедилась, что для этой темы в образовательном процессе необходимо специальное выделение. Приведу следующие причины:
Согласно концепциям развития (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина) основное психологическое новообразование дошкольного возраста – это появление плана действий: воображение, идеальные ориентирующие образцы, осознание своих переживаний, самооценка. К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребёнка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумать интересный замысел, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно с усложнением внутреннего мира происходит дифференциация сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным (придумывать – творческая, сюжетная игра, создавать – продуктивная деятельность, понимать или узнавать – исследовательская деятельность).
Публикация «Опыт работы „Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребёнок. Согласно ФГОС ДО познавательно - исследовательская деятельность также к ним относится.
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? Зачем? Как).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Раньше в своей практике я использовала только традиционные занятия по ознакомлению с окружающим, где дети просто получали информацию, а не проявляли собственную познавательную инициативу. Сейчас формированию ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности со взрослым.
Такая организация занятий требует от меня, как от воспитателя, не только демократического стиля поведения, но и подбора содержания: учитывать общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем по окружающему миру, сделать содержание привлекательным для ребёнка.
Таким образом, я перед собой ставила следующие задачи:
1) использовать познавательно – исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);
2) обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно – следственные, пространственные и временные отношения, родо – видовые);
3) обеспечивать переход от предметно – практического действия к образно – символическому (схемы, символы);
4) развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ – рассуждение;
5) расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Целевым ориентиром для меня и критерием успешного продвижения ребёнка является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДОУ:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
обладает элементарными представлениями из области живой природы и т. п.
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках – книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов.