Ангели Марина
Конспект проектно-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с происхождением, видами, свойствами и использованием песка.
Задачи:
- формировать представления о песке как об объекте неживой природы, его свойствах;
- дать элементарные представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
- учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь детей за счет прилагательных и существительных;
- учить самостоятельно, проводить простые опыты с песком;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект проектно-исследовательской деятельности в старшей группе „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация «Пустыня», один тазик, два сита, четыре пластиковые бутылки, две губки, речные камни, одна вешалка, две лопатки, две формы.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Встаньте ребята в круг и поприветствуем друг друга.
Релаксация: «Мы - друзья!»
Знаем, знаем, да, да, да.
В группе нашей – все друзья!
Очень дружно мы живём,
Группа наша – второй дом!
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Сюрпризный момент: Письмо от медвежонка Умки
«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край очень красивый – белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие – из песка. А что такое песок? Напишите мне о нем».
Показ на мультимедийном экране презентации на тему: «Пустыня»
Воспитатель:
Вот желтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружиться,
Несется, как волна.
Рассказ о пустыне
Воспитатель: 1/7 часть всей суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т. к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.
В полдень очень жарко, в такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке.
В каждой жаркой пустыне раз в год приходит время, когда растения внезапно зацветают. Это происходит, когда приходит дождь, чаще всего это весной. Если начинается дождь, то сильный, слабый дождь высох бы по дороге на землю – так в пустыне жарко.
Воспитатель: Ну, что поможем Умке выяснить, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Умке? Будем исследовать его, проводить опыты.
- Ребята, мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи? (тот, кто проводит исследования)
- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)
- Сегодня мы узнаем:
• Как определить песок - влажный и сухой;
• Какой песок тяжелее мокрый или сухой;
• Рассмотрим сухой и влажный песок через лупу.
• Чем отличаются песчинки;
• Что можно сделать из сухого или мокрого песка;
• Научимся очищать воду с помощью песка.
Опыты с песком
Опыт 1.
Взяли наполненный тазик с песком. Дети самостоятельно пересыпают из ладошки в ладошку
Воспитатель: Легко ли сыпется песок? (да)
Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
Воспитатель: Какого они цвета? (темные и светлые)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)
- Давайте проверим.
Работа с ситом
- Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.
- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести
Воспитатель: Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.
- Каким стал песок? (мокрым)
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
Опыт 2.
Воспитатель: Возьмите в одну руки самодельные весы с одной стороны нанизывайте ёмкость с сухим песком, а с другой с мокрым. Что тяжелее? Почему? (мокрый – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди мокрых – более тяжелая – вода)
Показ на мультимедийном экране иллюстраций о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.
- Что такое барханы? (Холмы сыпучего песка)
- Как они образуются? (Нанесенного ветрам песка)
мокрого песка выходит воздух.
Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится. Мокрый песок тяжелее сухого
Воспитатель:
Поутру из мокрой тучи,
Падал дождик целый час,
Отсырел песок сыпучий,
За калиткою у нас.
Сразу взялся я за дело,
И построил дом с окном,
В полдень солнышко пригрело –
И рассыпался мой дом.
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем вылепить различные формы из песка?
Дети лепят «формы» из песка.
Моделируется свойство – песок лепится.
Физкультминутка: игра «Сухой – влажный»
(на слово сухой – дети сидят на корточках, на слово влажный – берутся за руки, на слово ветер – бегают).
Воспитатель: Продолжим наши исследования.
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду. Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона, насыпаем песок. Под бутылку поместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду. Что произошло? (вода прошла через песок)
Показ на мультимедийном экране иллюстраций колючек и кактусов в песках
- Растения, которые растут в песках, имеют длинные корни, т. к. влага проходит сквозь песок.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок пропускает воду.
Воспитатель: Песок своими свойствами привлёк внимание людей и тем, что, пропуская воду, он задерживает предметы и вещества. Так моряки научились процеживать грязную воду через чистый песок. Получается чистая вода, но не питьевая.
- Хотите проверить? (да)
Опыт 4.
Воспитатель: Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок.
Дети делают самостоятельно.
Сравнить воду до, и после фильтрации.
- Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную, очищенную воду от грязной.
- Как изменилась вода? (стала прозрачной)
Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду, очищает её.
Моделируем свойство фильтра.
Воспитатель: Из энциклопедии мы узнали, что песок появляется в результате разрушения камней или морских ракушек и образует мелкие зерна. Чтобы в этом убедиться мы проведем опыт.
Опыт 5.
Воспитатель: Возьмите 2 камня, постучите ими, потрите их друг о друга над листом картона в результате трения образовывается песок.
Вывод: в результате механического воздействия ветра и воды камни разрушаются, в результате чего и появляется песок.
Итог занятия:
Воспитатель: Итак, мы помогли узнать Умке много об удивительных свойствах песка. Давайте вспомним о них.
- Как узнать, что песок сыпучее вещество? (просеиваем песок через сито, из емкости в емкость, из ладошки в ладошку)
- Что мы для этого делали? (опыты)
- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка? (сыпучий, в мокром состоянии лепится, является фильтром в быту)
- Нужен ли нам песок? (Да)
- Где применяется песок? (При строительстве домов, песок очень хороший фильтр, из него делают песочные часы, из песка делают бисер, изготавливают стекло)
Выводы:
В результате опытов, наблюдений мы много узнали о песке, о его видах, свойствах, его значении в природе. Взрослые используют песок в строительстве, промышленности, моряки в хозяйстве для очищения воды. Песок, словно чародей, завораживает, притягивает, удивляет и радует детей. С песком они могут играть, творить, экспериментировать. И все это благодаря свойствам песка.