Оксана Махота
Организация процесса сказкотерапии. Формы, методы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему комплексной сказкотерапии, которая включает в себя разнообразные формы, методы, приемы работы.
Сказкотерапия может проводиться в двух формах : индивидуальной и групповой. Причем групповая форма сказкотерапии наиболее популярна и считается более эффективной, так как она динамичнее, позволяет использовать большее количество игр, драматизаций, импровизаций. Количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4–6 человек). Частота встреч – 2 раза в неделю по 25–30 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12–14 человек. Частота встреч – 1 раз в неделю по 60–90 мин. Возможен вариант интенсивного тренинга по 5–6 час. Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которой можно пользоваться при составлении коррекционных программ. Алгоритм каждого занятия включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть представляет собой ритуал «входа» в занятие, который помогает создать настрой на совместную работу и обсуждение темы занятия. Основная часть представляет собой непосредственно коррекционно- развивающую работу с использованием сказкотерапевтических методов и приемов. Заключительная часть включает подведение итогов того, что происходило на занятии, и ритуал «выхода» из занятия. С подробным вариантом структуры сказкотерапевтического занятия можно познакомиться в работе.
Темочки:
Для сказкотерапии характерно многообразие форм, методов работы, в том числе за счет интеграции с методами других направлений экспрессивной терапии (арт-терапии, игровой, песочной терапии, драматерапии, библиотерапии, куклотерапии, имидж-терапии, что позволяет использовать ее для работы с широким спектром проблем и с людьми практически всех возрастов, поскольку сказку можно рассказывать, анализировать, сочинять, рисовать, драматизировать, в том числе с помощью кукол, медитировать на сказку.
Анализ сказок. Психологическая работа со сказкой начинается с ее анализа, обсуждения. Язык любой сказки – это язык образов, которые могут иметь и архитипическое и индивидуальное значение, что открывает широкое поле для их понимания и интерпретации. Каждая сказочная ситуация содержит в себе скрытый смысл, который можно найти и расшифровать. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко предложили подробную схему размышления над сказками, в которой обозначены основные акценты анализа:
1) основная тема сказки;
2) мотивы поступков героев;
3) способы преодоления ими трудностей;
4) отношение героев к окружающему миру и к себе;
5) актуализированные чувства;
6) образы и символы в сказке;
7) оригинальность сюжета.
Анализ сказки применяется и для взрослых, и для детей в возрасте с 5 лет, при этом глубина анализа, конечно, зависит от возраста клиента. Выявляемые при этом сказочные смыслы в процессе обсуждения необходимо связывать с реальными жизненными ситуациями.
Рассказывание сказок. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок в сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Различают индивидуальное рассказывание (рассказывание от 1-го или от 3-го лица) и групповое рассказывание (придумывание сказки «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки).
Рассказывание от 3-го или 1-го лица (рассказывает ведущий). В этом случае нужны актерские умения и навыки. Нужно вжиться в образы героев сказки : передавать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций и то, какие из них способствуют развитию человека или разрешению проблем, психолог-рассказчик может сознательно делать на них акценты. Таким образом, у человека активизируются собственные бессознательные процессы, стимулирующие его личностный рост.
В индивидуальной психокоррекции успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам организации данного процесса относятся :
1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, тогда у ребенка будет сохраняться ощущение, что это понарошку, что позволит ему не чувствовать себя виноватым, не испытывать смущения.
2. Сказку надо рассказывать непреднамеренно, как будто случайно. Например, в ходе консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, или во время случайного перерыва).
3. У сказки должно быть разумное основание. Можно начинать сказку словами : «Сегодня утром я видела по телевизору передачу.» или: «У одной моей знакомой девочки тоже есть.»
4. Нельзя обсуждать и анализировать сказку сразу после ее окончания. Надо дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами. Можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку на следующей встрече.
5. Нельзя перегружать ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он "не утратил к ним чувствительность".
Групповое рассказывание «по кругу» известной всем сказки (с 5,5–6 лет). В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа детей (подростков, взрослых). Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно. В детской группе ведущий участвует в данном процессе.
Групповое придумывание сказок «по кругу» (с 4-х лет). Тот, кто начинает, говорит первую фразу ( например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был…», следующий участник присоединяет одну-две фразы и т. д. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга и имела свой конец.
Сочинение сказок. Здесь также подразумеваются различные формы работы : переписывание сказок, дописывание сказок, сочинение новых сказок и историй.
Групповое рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана «по кругу», участники придумывают к ней продолжение (каждый по маленькому кусочку, причем последний участник должен закончить сказку.
Индивидуальное придумывание, переписывание или дописывание сказки. В первую очередь, это важный диагностический материал. Подростки и взрослые сами сочиняют сказку. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно или вместе с психологом. Так, Р. М. Стиртцингер предложил метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка. Метод реализуется следующим образом: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошие и плохие стороны своего Я, осознать свой гнев и выразить его без опаски.
Переписывание сказки имеет смысл тогда, когда клиенту чем то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, конец сказки, и он вносит свои изменения. Психокоррекционный смысл заключается в том, что человек сам находит тот вариант разрешения ситуации, который освобождает его от внутреннего напряжения.
Индивидуальное придумывание и рисование сказки. Преимущественно эффективно в работе с детьми с 6 лет. Здесь также используется метод «общего сочинения историй» ребенком и психологом. Ребенок начинает придумывать историю и сразу ее рисует, психолог подключается к рисованию, вводя в сказку или новый персонаж, или принимая на себя роль одного из персонажей ранее озвученных ребенком. В процессе совместного сочинения и рисования психолог вводит в рассказ проблемную ситуацию, показывает негативные последствия для героя его поведения в этой ситуации и стимулирует ребенка найти наиболее адекватный выход из нее. При этом можно использовать неограниченное количество рисунков, в результате получается целая история в картинках. Преимущество такой формы работы перед простым придумыванием сказки в том, что она дает психологу больше времени для обдумывания и направления сюжета в психотерапевтическую сторону.
Кроме того, образы сказки материализуются на листе бумаги, становятся зримыми и с ними можно наглядно производить позитивную трансформацию.
Групповое придумывание и рассказывание нарисованной сказки. Для занятия требуются: большой лист ватмана, краски, кисти,с покойная музыка. Дети по очереди рисуют на ватмане свой кусочек сказочной страны, затем внимательно смотрят на общий готовый рисунок и могут еще что-нибудь добавить. Процесс группового рисования дает важную информацию о групповой сплоченности, распределении ролей в группе.
После того как сказочная страна нарисована, есть два варианта работы :
– начать придумывать по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет там происходить;
– попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной сказочной стране.
Сказочная куклотерапия. Куклы в сказкотерапии – это реальное воплощение образов. Куклотерапия основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мульфильма, она применяется для разрешения внешних и внутренних конфликтов, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, психотравмами. В сказочной куклотерапии используются несколько вариантов кукол: марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные.
Процесс куклотерапии проходит в два этапа:
1) изготовление кукол (в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни);
2) использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.
Кукла-марионетка. Обычно состоит из головы и платья с вшитыми кистями рук, она очень проста в управлении (одна нить служит для управления головой, другая – руками) и достаточно самостоятельна, так как находится на расстоянии от кукловода. Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером его наделяет. Кукла может иметь или одно лицо, или сменные лица, позволяющие моделировать различные эмоции,
или вообще не иметь лица, стимулируя фантазию ребенка о ее настроении, что позволяет диагностировать его актуальные проблемы. Манипуляция такой куклой дает ребенку возможность проявлять через нее свои эмоции, состояния, которые он испытывает, но по каким-либо причинам не проявляет в реальности.
Пальчиковые куклы. Самым простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Можно изготавливать такие куклы и в виде цилиндров из плотного картона, соответствующих размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы изготавливаются из черного или темного картона или бумаги и используются преимущественно для работы с детскими страхами. Обычно страх невидим, материализация же в кукле лишает его пугающей составляющей, снижает эмоциональную напряженность, ведь ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.
Можно использовать эти куклы в теневом театре, проецируя их на экран – большую коробку с вырезанным дном и прозрачной бумагой вместо него. Ребенок может играть на экране своей куклой, рассказывать ее историю.
Веревочные куклы. Используются для работы с проблемами идентификации, общения, высокой тревожности у детей. Такая кукла обычно бывает в рост ребенка и довольно проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы, что позволяет ребенку имитировать движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Обычно их вырезают из плотного картона или фанеры, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и могут свободно двигаться. Такая кукла может иметь набор лиц, выражающих различные эмоциональные состояния. Как правило, используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа Я.
В групповой коррекционно-развивающей работе с детьми оптимально использовать систему комплексной сказкотерапии, многообразие методов и форм работы которой позволяет работать с широким спектром проблем, при этом дает возможность делать каждое занятие особенным, интересным, не похожим на другие.
Эффективность комплексной сказкотерапевтической программы, направленной на работу с детьми с высоким уровнем тревожности, включающей методы индивидуального и группового рассказывания сказок, их анализ, драматизацию, рисование медитации на сказку, сказочную куклотерапию, была доказана экспериментально.